• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Статья
Evaluating the Economic Sustainability of Two Selected Urban Centers—A Focus on Amherst and Braintree, MA, USA

Alov I., Petrović M. D., Belyaeva A. M.

Sustainability. 2024. Vol. 16. No. 2. P. 925-925.

Глава в книге
Концепция городского здоровья как основа для социально-экономического развития городов

Алов И. Н., Кудишкин С.

В кн.: Современная урбанистика: социальное благополучие и цифровая трансформация города : сборник материалов международной научнопрактической конференции, 30 ноября 2023 года, г. Минск, Республика Беларусь. Мн.: БГУ, 2024. С. 22-25.

Препринт
Селевая опасность в долине р. Гижгит (Северный Кавказ) и риски для хвостохранилища ТГОК

Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.

PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

Исследование Дилижанского парка: от лесных массивов до культурного наследия

Студенты 2 курса направления «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование» вернулись с учебной полевой практики, которая проходила в Дилижанском национальном парке Республики Армения. Практика включала два основных этапа: подготовительный этап проходил в Москве с 4 по 6 июля, а с 8 по 23 июля 2024 года состоялся полевой этап практики.

Дилижанский национальный парк был выбран не случайно: его охраняемые разнообразные ландшафты в сочетании с хозяйственными комплексами предоставили уникальные условия для проведения тематически разнообразных исследований. Практика была посвящена применению геоинформационных технологий при изучении высотной зональности и пространственно-временном анализ природно-территориальных комплексов.

Важное внимание было уделено изменению верхней границы леса и структуре лесного покрова. Для выполнения этих задач использовались разнообразные источники пространственных данных. Студенты анализировали серию топографических карт 1895, 1942 и 1975 годов, архивные данные аэрокосмических съемок, современные данные со спутников PlanetScope за период с 2017 по 2023 годы, а также открытые пространственные данные. Это позволило им отработать навыки интеграции и анализа разнородных пространственных данных. В полевых условиях производилась верификации предварительных результатов дешифрирования и анализа, для чего студенты проводили полевые маршруты по геоботаническому описанию ключевых участков и съемку с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Аэросъемка с БПЛА занимает особую роль в подготовке современного географа, а точнее умение планировать и производить съемку для дальнейшей фотограмметрической обработки необходимы всем полевикам-исследователям. На практике использовались БПЛА различного типа, оснащенные мультиспектральными, тепловизионными и оптическими камерами. Эти данные были использованы для создания высокодетальных ортофотопаланов, что обеспечило детальный анализ растительного покрова на ключевых участках.

Следующая исследовательская задача – изучение высотной зональности, что включало два аспекта: смена растительности и микроклиматических условий. Студенты изучали, как распределение растительности меняется в зависимости от климатических условий на разных высотах. Это дало возможность более глубоко понять взаимодействие между растительными сообществами и климатом. Для этих целей на время проведения практики была установлена метеостанции Davis, которая производила не прерывные измерения метеорологических показателей. Также в пределах территории исследования были расставлены термохроны – миниатюрные автономные датчики измерения температуры. В камеральных условиях все данные были обработаны и включены в базу пространственных данных для осуществления пространственного анализа и моделирования.

Также одной из ключевых задач, поставленных перед студентами, было исследование динамики использования земель на протяжении восьми десятилетий, начиная с 1940-х годов и заканчивая 2023 годом. Для этого они анализировали тот же самый набор пространственных данных, собранных на камеральном этапе. Это включало изучение воздействия антропогенных факторов на природные комплексы национального парка и поиск решений для снижения негативного влияния человека на окружающую среду с помощью пространственного анализа.

Большую часть практики студенты провели в полевых условиях, что играет ключевую роль в их образовательном опыте. Эти условия не только укрепляли командный дух и сотрудничество среди студентов, но и позволяли глубже погружаться в изучаемую природную среду.

Вечером после полевых исследований студенты собирались вместе, обсуждали свои наблюдения и делали выводы. Этот обмен опытом и знаниями способствовал более полному и всестороннему пониманию природных процессов, происходящих в парке. Такой интенсивный опыт полевой работы стал важным компонентом их образования и помог им развивать критическое мышление и научный подход к изучению окружающей среды.

Практика также включала культурную программу, что сделало её не только образовательной, но и познавательной. Студенты посетили уникальный памятник древнеармянского зодчества -  монастырь Севанаванк, который находится на вершине полуострова, омываемого водами второго по величине озера мира — Севана. Монастырь внесен в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Также практиканты посетили Матенадаран имени Месропа Маштоца —научно-исследовательский институт и музей с уникальной коллекцией рукописей. Матенадаран также внесен в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО и считается одним из важнейших мест сохранения и развития армянской национальной памяти. Эти экскурсии позволили студентам погрузиться в культурное и историческое наследие региона.

Олег Малюта

Студент 3 курса направления «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование»

«Полевая практика ГИС’ов проходила в пределах Дилижанского национального парка, в Армении, и была очень насыщенна разнообразными эмоциями. Мало того, что нам предстояло работать в совершенно непривычных для многих условиях, без множества обыденных удобств, но еще и делать это в горных пейзажах чужих краев, где можно прикоснуться к иной, по кавказски вольной и открытой культуре.

Глобально перед нами стояла задача изучить проявления высотной зональности на местности и выполнить пространственно-временной анализ природно-территориальных комплексов. Для этого за эти две недели мы успели сменить 2 палаточных лагеря, переместившись с высоких альпийских лугов на лесистые склоны пригородного Дилижана. На первой точке наша команда прошла десятки километров, изучая состав лесного покрова и верхнюю границу леса. Порой приходилось пробираться там, где ранее бы никогда не подумали попробовать пройти. Очень интересно было также впервые попробовать себя в роли пилота дрона для аэрофотосъемки местности и дальнейшего составления ортофотопланов. Ребята из другой бригады потратили много сил в маршрутах, посвященных изучению микроклимата при помощи метеостанций и термохронов. На территории близ второго лагеря мы изучали структуру и динамику городской застройки Дилижана, а также попрактиковались в LiDAR’ной съемке в разных условиях.

Полевой этап дался нам, конечно, непросто. Он сопровождался приличным перепадом высот и температур, высоким УФ-индексом (либо день с солнцезащитным кремом, либо неделю после – с пантенолом) и другими трудностями. Дежурные бригады всегда начинали свое утро с полевой кухни, и заканчивали вечер ею же. Но, несмотря на это, я думаю, что преодоление всех полевых неудобств – необходимый этап для географа. Только через отказ от городского комфорта мы можем стать сильнее и опытнее для будущих исследований.

Важнейшими софт-скиллами оказались работа в команде и стрессоустойчивость. Только через взаимопомощь и упорство – ведь ничего в этой жизни не получается с первого раза – мы смогли справиться со своими обязанностями и получить цельный результат. С течением дней каждый из нас все сильнее ассоциировал себя с единой командой. Особенно бы я здесь отметил выходной с выездом на Севан (а-ля пляжный эпизод) и дальнейшим продолжением в виде уютных посиделок с играми. Другим запоминающимся моментом считаю переезд во второй лагерь: вид на курортный Дилижан, открывшийся с нашей новой «камералки», заворожил и придал воодушевления для дальнейшей работы. Наконец, отдельно хочется упомянуть заключительный день в Ереване – жарком и живом городе, где мы успели посмотреть несколько главных достопримечательностей и купить немного гостинцев близким, прежде чем вернуться в Москву.

Как много нам дала эта практика? На самом деле, для нашего курса, лишившегося полноценной загородной практики первого курса, особенно много. Мы впервые смогли прочувствовать атмосферу полевых работ и наладить здесь быт. Впервые получили опыт командной коммуникации в полевых условиях. Впервые опробовали некоторые исключительно полевые методы валидации и сбора данных, такие как съемка с дрона, LiDAR-съемка и другие. В конце-концов, многие из нас впервые посетили Южный Кавказ и, пусть мельком, сравнили «родное» и «местное». Одним словом, впервые было многое, и надеюсь, что многое еще впереди!»

Таким образом, практика в Дилижанском национальном парке стала важным этапом в обучении студентов. Она предоставила возможность применить теоретические знания на практике, освоить современные технологии и углубить понимание географических аспектов региона.