Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Medvedev A., Alekseenko N., Kuramagomedov B. et al.
United Nations Environment Programme, 2025.
Solomina O., Matskovsky V.
Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2025. No. 666.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Условия были непростые: практика проходила на высоте 2000 - 2500 метров над уровнем моря, и студенты столкнулись с суровыми условиями — ярким солнцем и колебаниями температуры от 5 до 30 градусов Цельсия. Несмотря на такие вызовы, участники с энтузиазмом и упорством приступили к выполнению разнообразных задач.
В рамках гляциологии и гляциогеоморфологии учащиеся исследовали моренный комплекс, проводили дешифрирование фронта ледника и анализировали геодезический баланс. Активные прогулки по живописным маршрутам также стали неотъемлемой частью их обучения. Занятия по геологии и геоморфологии включали изучение долин ледников и рек. Студенты активно работали над созданием геоморфологической карты полигона практики, исследованием геологических пород и минералов, а также анализом генетических типов рельефа и связанных процессов. Гидрологические исследования были сосредоточены на рекогносцировке водотоков и отборе образцов. Практиканты получили важнейшие навыки в горной метеорологии, устанавливая автоматические метеорологические станции и термохроны, ведя дневники погоды и составляя синоптические доклады. Эти навыки позволили им лучше понять сложные процессы, происходящие в атмосфере горных районов. В рамках ландшафтоведения студенты проводили расчеты биопродуктивности, занимались ландшафтным анализом и составляли профили и карты исследуемой местности. Студенты с энтузиазмом осваивали полевые навыки: ознакомились с основами скального альпинизма и провели одну ночевку в палатках. Эти занятия способствовали укреплению физической подготовки и выносливости, необходимых для работы в сложных горных условиях.
Практика также включала научные и просветительские задачи: лекции, а также мониторинг селевых процессов, оползней и отступания ледников.
Мария Сидорова, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН, рассказала подробнее о задачах, которые стояли перед студентами, и о своих впечатлениях от практики этого года:
Мария Сидорова
доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН
«Полевая практика, это, пожалуй, то, что отличает географический (и другие "полевые" факультеты) и является важнейшей частью обучения. Без полевой практики знания остаются лишь сухой теорией, а общение в группе не становится таким теплым и близким. Именно в поле географ становится географом. И потом рассказывают друзьям, как солили и красили реки, стригли ножницами траву в поле и пилили камни. Зачем?
Практика направления уже третий год проходит в уникальном месте - альплагере Безенги, который находится на территории Кабардино-Балкарского заповедника у высочайшей части Главного Кавказского хребта - Безенгийской стены. Лагерь находится на высоте 2000 метров, а студенческие маршруты включают подъем до 3000 метров.
Основной задачей студентов было научиться видеть, описывать и анализировать природные процессы, происходящие вокруг них, диагностировать и определять их проявления, изучить характеристики природной среды и научиться видеть больше, чем видят обычные люди! Горы, где процессы протекают гораздо ярче и интенсивнее, чем на равнине, являются идеальным полигоном для получения таких навыков. В задачи практики входило изучение горной метеорологии. Студенты устанавливали две метеостанции и несколько датчиков влажности и температуры чтобы тщательно описать процессы горно-долинной циркуляции и других погодных явлений, а также факторов формирования микроклимата. Каждый вечер дежурная бригада проводила "прогноз погоды" на следующий день на основе анализа синоптических карт. Студенты изучали горные реки и ручьи, определяли отличия воды ледникового, дождевого и грунтового происхождения и наблюдали суточные изменения на нашем временном гидропосту на реке Мижерги. Поскольку для горных рек изменения характеристик происходят очень быстро - приходилось делать измерения каждые 2 часа. Ребята научились измерять сколько воды проходит в реке методом ионного паводка - выливая в реку ведро соленой воды, а иногда и цветной, чтобы своими глазами увидеть процессы перемешивания.
Рельеф в горах также очень динамичен, и студенты изучили окружающие формы рельефа, процессы, которые привели к их появлению и построили серию карт, описывающих геоморфологию полигона практики. Конечно, изюминкой данного полигона являются ледники - Безенги, самый большой ледник Европы и ледник Мижерги. Оба ледника быстро отступают и в задачи студентов входило определение скорости отступания, датирование форм рельефа, которые оставляют за собой ледники и изучение разнообразных методов. Например, изотопного датирования отложений, для которого необходимо отпилить образец камня. Блок Ландшафтоведения включал в себя изучение как природных, так и культурных ландшафтов. Ребята съездили на экскурсию в село Верхняя Балкария, где познакомились с современно жизнью и историей Балкарского народа, описали влияние природы на формирование хозяйства и культуры и людей на природу. После практики многие студенты говорили, что теперь по-настоящему поняли, о чем наша наука и еще более заинтересовались предметом.
Практика в этом году прошла интересно и насыщенно - погода менялась, были и дожди, и солнце. Больше всего запомнился выход к леднику Мижерги с ночевкой, когда пришлось набрать почти тысячу метров с рюкзаками, спать в палатке под звездным небом, готовить самим себе еду на горелке и ходить по леднику. Конечно, такие маршруты физически тяжелы, особенно в горных условиях, где организму сложнее переносить нагрузки, и ребята сталкивались и с ранними подъёмами на измерения и с больными коленями на затяжных спусках, обгорали под горным солнцем (те, кто не намазался кремом, как мы настоятельно требовали). 2 недели интенсивной работы, без выходных и с серьезной физической нагрузкой - это непросто, но ребята отлично справлялись. У нас был домик, с шикарным видом, который очень понравился студентам. Альпинистская столовая это тоже приятное впечатление - кормили много и вкусно!»
Практика оставляет незабываемые воспоминания и создает уникальные связи между людьми, которые остаются с ними на долгие годы. Для студентов она стала важным шагом в изучении сложных взаимодействий между природными системами и последствиями глобальных изменений климата, позволив им применить теоретические знания на практике, приобрести ценные навыки и опыт, а также насладиться уникальной природой Кавказа.