• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Статья
Вариабельность генов разобщающих белков UCP1 и UCP3 в связи с климатом в популяциях коренного населения Сибири и Дальнего Востока

Козлов А. И., Вершубская Г. Г., Малярчук Б. А. и др.

Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2024. № 3. С. 79-90.

Глава в книге
Позиционный принцип, территориализация и позициональность
В печати

Дохов Р. А.

В кн.: Родоман известный и неизвестный. 2024.

Препринт
Селевая опасность в долине р. Гижгит (Северный Кавказ) и риски для хвостохранилища ТГОК

Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.

PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

Научные вершины: студенты второго курса исследуют климат и природу Кавказа

С 5 по 21 июля студенты второго курса факультета географии и геоинформационных технологий, обучающиеся по направлению «Глобальные изменения природной среды и климата», провели на летней практике в Альплагере Безенги, расположенном в живописном Кабардино-Балкарском государственном высокогорном заповеднике. Под руководством опытных преподавателей, среди которых доктор наук Владимир Михаленко и его коллеги Евгений Дроздов, Мария Сидорова, Максим Иванов и Алексей Гуня, студенты изучали разнообразные аспекты гляциологии, геологии, гидрологии и ландшафтоведения.

Условия были непростые: практика проходила на высоте 2000 - 2500 метров над уровнем моря, и студенты столкнулись с суровыми условиями — ярким солнцем и колебаниями температуры от 5 до 30 градусов Цельсия. Несмотря на такие вызовы, участники с энтузиазмом и упорством приступили к выполнению разнообразных задач.

В рамках гляциологии и гляциогеоморфологии учащиеся исследовали моренный комплекс, проводили дешифрирование фронта ледника и анализировали геодезический баланс. Активные прогулки по живописным маршрутам также стали неотъемлемой частью их обучения. Занятия по геологии и геоморфологии включали изучение долин ледников и рек. Студенты активно работали над созданием геоморфологической карты полигона практики, исследованием геологических пород и минералов, а также анализом генетических типов рельефа и связанных процессов. Гидрологические исследования были сосредоточены на рекогносцировке водотоков и отборе образцов. Практиканты получили важнейшие навыки в горной метеорологии, устанавливая автоматические метеорологические станции и термохроны, ведя дневники погоды и составляя синоптические доклады. Эти навыки позволили им лучше понять сложные процессы, происходящие в атмосфере горных районов. В рамках ландшафтоведения студенты проводили расчеты биопродуктивности, занимались ландшафтным анализом и составляли профили и карты исследуемой местности. Студенты с энтузиазмом осваивали полевые навыки: ознакомились с основами скального альпинизма и провели одну ночевку в палатках. Эти занятия способствовали укреплению физической подготовки и выносливости, необходимых для работы в сложных горных условиях.

Практика также включала научные и просветительские задачи: лекции, а также мониторинг селевых процессов, оползней и отступания ледников.

Мария Сидорова, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН, рассказала подробнее о задачах, которые стояли перед студентами, и о своих впечатлениях от практики этого года:

Мария Сидорова

доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН

«Полевая практика, это, пожалуй, то, что отличает географический (и другие "полевые" факультеты) и является важнейшей частью обучения. Без полевой практики знания остаются лишь сухой теорией, а общение в группе не становится таким теплым и близким. Именно в поле географ становится географом. И потом рассказывают друзьям, как солили и красили реки, стригли ножницами траву в поле и пилили камни. Зачем?

Практика направления уже третий год проходит в уникальном месте - альплагере Безенги, который находится на территории Кабардино-Балкарского заповедника у высочайшей части Главного Кавказского хребта - Безенгийской стены. Лагерь находится на высоте 2000 метров, а студенческие маршруты включают подъем до 3000 метров.

Основной задачей студентов было научиться видеть, описывать и анализировать природные процессы, происходящие вокруг них, диагностировать и определять их проявления, изучить характеристики природной среды и научиться видеть больше, чем видят обычные люди! Горы, где процессы протекают гораздо ярче и интенсивнее, чем на равнине, являются идеальным полигоном для получения таких навыков. В задачи практики входило изучение горной метеорологии. Студенты устанавливали две метеостанции и несколько датчиков влажности и температуры чтобы тщательно описать процессы горно-долинной циркуляции и других погодных явлений, а также факторов формирования микроклимата. Каждый вечер дежурная бригада проводила "прогноз погоды" на следующий день на основе анализа синоптических карт. Студенты изучали горные реки и ручьи, определяли отличия воды ледникового, дождевого и грунтового происхождения и наблюдали суточные изменения на нашем временном гидропосту на реке Мижерги. Поскольку для горных рек изменения характеристик происходят очень быстро - приходилось делать измерения каждые 2 часа. Ребята научились измерять сколько воды проходит в реке методом ионного паводка - выливая в реку ведро соленой воды, а иногда и цветной, чтобы своими глазами увидеть процессы перемешивания.

Рельеф в горах также очень динамичен, и студенты изучили окружающие формы рельефа, процессы, которые привели к их появлению и построили серию карт, описывающих геоморфологию полигона практики. Конечно, изюминкой данного полигона являются ледники - Безенги, самый большой ледник Европы и ледник Мижерги. Оба ледника быстро отступают и в задачи студентов входило определение скорости отступания, датирование форм рельефа, которые оставляют за собой ледники и изучение разнообразных методов. Например, изотопного датирования отложений, для которого необходимо отпилить образец камня. Блок Ландшафтоведения включал в себя изучение как природных, так и культурных ландшафтов. Ребята съездили на экскурсию в село Верхняя Балкария, где познакомились с современно жизнью и историей Балкарского народа, описали влияние природы на формирование хозяйства и культуры и людей на природу. После практики многие студенты говорили, что теперь по-настоящему поняли, о чем наша наука и еще более заинтересовались предметом.

Практика в этом году прошла интересно и насыщенно - погода менялась, были и дожди, и солнце. Больше всего запомнился выход к леднику Мижерги с ночевкой, когда пришлось набрать почти тысячу метров с рюкзаками, спать в палатке под звездным небом, готовить самим себе еду на горелке и ходить по леднику. Конечно, такие маршруты физически тяжелы, особенно в горных условиях, где организму сложнее переносить нагрузки, и ребята сталкивались и с ранними подъёмами на измерения и с больными коленями на затяжных спусках, обгорали под горным солнцем (те, кто не намазался кремом, как мы настоятельно требовали). 2 недели интенсивной работы, без выходных и с серьезной физической нагрузкой - это непросто, но ребята отлично справлялись. У нас был домик, с шикарным видом, который очень понравился студентам. Альпинистская столовая это тоже приятное впечатление - кормили много и вкусно!»

Практика оставляет незабываемые воспоминания и создает уникальные связи между людьми, которые остаются с ними на долгие годы. Для студентов она стала важным шагом в изучении сложных взаимодействий между природными системами и последствиями глобальных изменений климата, позволив им применить теоретические знания на практике, приобрести ценные навыки и опыт, а также насладиться уникальной природой Кавказа.