Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Kuksina L., Belyakova P., Golosov V. et al.
International Journal of Sediment Research. 2025. Vol. 40. No. 1.
In bk.: Reference Module in Earth Systems and Environmental Sciences. Oxford: Elsevier, 2025. P. 1-11.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Условия были непростые: практика проходила на высоте 2000 - 2500 метров над уровнем моря, и студенты столкнулись с суровыми условиями — ярким солнцем и колебаниями температуры от 5 до 30 градусов Цельсия. Несмотря на такие вызовы, участники с энтузиазмом и упорством приступили к выполнению разнообразных задач.
В рамках гляциологии и гляциогеоморфологии учащиеся исследовали моренный комплекс, проводили дешифрирование фронта ледника и анализировали геодезический баланс. Активные прогулки по живописным маршрутам также стали неотъемлемой частью их обучения. Занятия по геологии и геоморфологии включали изучение долин ледников и рек. Студенты активно работали над созданием геоморфологической карты полигона практики, исследованием геологических пород и минералов, а также анализом генетических типов рельефа и связанных процессов. Гидрологические исследования были сосредоточены на рекогносцировке водотоков и отборе образцов. Практиканты получили важнейшие навыки в горной метеорологии, устанавливая автоматические метеорологические станции и термохроны, ведя дневники погоды и составляя синоптические доклады. Эти навыки позволили им лучше понять сложные процессы, происходящие в атмосфере горных районов. В рамках ландшафтоведения студенты проводили расчеты биопродуктивности, занимались ландшафтным анализом и составляли профили и карты исследуемой местности. Студенты с энтузиазмом осваивали полевые навыки: ознакомились с основами скального альпинизма и провели одну ночевку в палатках. Эти занятия способствовали укреплению физической подготовки и выносливости, необходимых для работы в сложных горных условиях.
Практика также включала научные и просветительские задачи: лекции, а также мониторинг селевых процессов, оползней и отступания ледников.
Мария Сидорова, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН, рассказала подробнее о задачах, которые стояли перед студентами, и о своих впечатлениях от практики этого года:
Мария Сидорова
доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории гидрологии ИГ РАН
«Полевая практика, это, пожалуй, то, что отличает географический (и другие "полевые" факультеты) и является важнейшей частью обучения. Без полевой практики знания остаются лишь сухой теорией, а общение в группе не становится таким теплым и близким. Именно в поле географ становится географом. И потом рассказывают друзьям, как солили и красили реки, стригли ножницами траву в поле и пилили камни. Зачем?
Практика направления уже третий год проходит в уникальном месте - альплагере Безенги, который находится на территории Кабардино-Балкарского заповедника у высочайшей части Главного Кавказского хребта - Безенгийской стены. Лагерь находится на высоте 2000 метров, а студенческие маршруты включают подъем до 3000 метров.
Основной задачей студентов было научиться видеть, описывать и анализировать природные процессы, происходящие вокруг них, диагностировать и определять их проявления, изучить характеристики природной среды и научиться видеть больше, чем видят обычные люди! Горы, где процессы протекают гораздо ярче и интенсивнее, чем на равнине, являются идеальным полигоном для получения таких навыков. В задачи практики входило изучение горной метеорологии. Студенты устанавливали две метеостанции и несколько датчиков влажности и температуры чтобы тщательно описать процессы горно-долинной циркуляции и других погодных явлений, а также факторов формирования микроклимата. Каждый вечер дежурная бригада проводила "прогноз погоды" на следующий день на основе анализа синоптических карт. Студенты изучали горные реки и ручьи, определяли отличия воды ледникового, дождевого и грунтового происхождения и наблюдали суточные изменения на нашем временном гидропосту на реке Мижерги. Поскольку для горных рек изменения характеристик происходят очень быстро - приходилось делать измерения каждые 2 часа. Ребята научились измерять сколько воды проходит в реке методом ионного паводка - выливая в реку ведро соленой воды, а иногда и цветной, чтобы своими глазами увидеть процессы перемешивания.
Рельеф в горах также очень динамичен, и студенты изучили окружающие формы рельефа, процессы, которые привели к их появлению и построили серию карт, описывающих геоморфологию полигона практики. Конечно, изюминкой данного полигона являются ледники - Безенги, самый большой ледник Европы и ледник Мижерги. Оба ледника быстро отступают и в задачи студентов входило определение скорости отступания, датирование форм рельефа, которые оставляют за собой ледники и изучение разнообразных методов. Например, изотопного датирования отложений, для которого необходимо отпилить образец камня. Блок Ландшафтоведения включал в себя изучение как природных, так и культурных ландшафтов. Ребята съездили на экскурсию в село Верхняя Балкария, где познакомились с современно жизнью и историей Балкарского народа, описали влияние природы на формирование хозяйства и культуры и людей на природу. После практики многие студенты говорили, что теперь по-настоящему поняли, о чем наша наука и еще более заинтересовались предметом.
Практика в этом году прошла интересно и насыщенно - погода менялась, были и дожди, и солнце. Больше всего запомнился выход к леднику Мижерги с ночевкой, когда пришлось набрать почти тысячу метров с рюкзаками, спать в палатке под звездным небом, готовить самим себе еду на горелке и ходить по леднику. Конечно, такие маршруты физически тяжелы, особенно в горных условиях, где организму сложнее переносить нагрузки, и ребята сталкивались и с ранними подъёмами на измерения и с больными коленями на затяжных спусках, обгорали под горным солнцем (те, кто не намазался кремом, как мы настоятельно требовали). 2 недели интенсивной работы, без выходных и с серьезной физической нагрузкой - это непросто, но ребята отлично справлялись. У нас был домик, с шикарным видом, который очень понравился студентам. Альпинистская столовая это тоже приятное впечатление - кормили много и вкусно!»
Практика оставляет незабываемые воспоминания и создает уникальные связи между людьми, которые остаются с ними на долгие годы. Для студентов она стала важным шагом в изучении сложных взаимодействий между природными системами и последствиями глобальных изменений климата, позволив им применить теоретические знания на практике, приобрести ценные навыки и опыт, а также насладиться уникальной природой Кавказа.