Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
40 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Козлов А. И., Вершубская Г. Г., Малярчук Б. А. и др.
Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2024. № 3. С. 79-90.
В кн.: Родоман известный и неизвестный. 2024.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Эксперты из НИУ ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова изучили данные о пешеходной доступности Москвы. Центральные и юго-западные районы более доступны для пешеходов, в то время как восточные и юго-восточные нуждаются в дальнейших улучшениях. Исследование опубликовано в журнале Cities.
В последние годы в Москве осуществили значительные проекты, направленные на развитие пешеходной доступности. Они включали в себя реконструкцию Бульварного кольца и создание новых пешеходных зон в центре города. Изменения повысили пешеходную доступность и комфорт как для жителей, так и для туристов.
Исследование основано на использовании открытых данных. Учёные замеряли районы Москвы по карте до 2012 года, без Новой Москвы. Город разделили на 223 района, используя станции метро как точки отсчёта. Районы, в которых две или более станций метро находятся в радиусе 200 метров, были объединены в один. В рамках исследования рассматривались такие аспекты пешеходной доступности, как использование земель, сеть улиц, плотность населения и близость к зелёным зонам и водоёмам.
Эксперты определили, что лучшими для пешеходов являются «Маяковская», «Тверская» — «Пушкинская» — «Чеховская», «Цветной бульвар» — «Трубная», «Китай-город», «Сокол». В пятерку худших входят «Новохохловская», «Нижегородская», «Андроновка», «Некрасовка» и «Жулебино».
Результаты исследования показывают, что доступность для пешеходов в Москве неоднородна в разных районах города. Например, центральные и юго-западные районы имеют более высокую доступность, в то время как восточные и юго-восточные окраины менее доступны для пешеходов. Эти различия объясняются такими факторами, как плотность населения, количество перекрёстков и доступ к зелёным зонам. Также исследование обнаружило связь между удобством для пешеходов и социальной структурой города, где более высокая доступность связана с районами более высокого социального статуса.
Наше исследование — первое, в котором индекс пешеходной доступности адаптирован для России. Подобная методология может быть использована и для других городов страны, что позволит выявить локальные наиболее уязвимые территории городов.
Учёные также отмечают, что исторический контекст Москвы по-прежнему оказывает влияние на её пешеходную доступность. Наиболее уязвимыми являются районы редевелопмента, — то есть те, которые переживают сейчас трансформацию из бывших промышленных территорий в жилые зоны. Именно здесь, в менее доступных для пешеходов районах, в первую очередь необходимо улучшить зеленую инфраструктуру и увеличить разнообразить использования земельных ресурсов.
Наивысший приоритет в благоустройстве должен быть сфокусирован на обустройстве зелёных зон в новых жилых массивах, расположенных в бывших промышленных частях города.
Наталья Шартова
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории ландшафтной экологии факультета географии НИУ ВШЭ
В целом в Москве улучшилась пешеходная доступность, но остаются проблемы, требующие решения в рамках городского развития. По мнению экспертов, стратегии должны фокусироваться на дальнейшем совершенствовании пешеходных зон, особенно в жилых районах, улучшении инфраструктуры и безопасности, а также на расширении зелёных и парковых зон.
Источник: IQ.hse.ru
Наталья Шартова
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории ландшафтной экологии факультета географии НИУ ВШЭ