• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Глава в книге
Батуми в ситуациях границы

Авдеев К. Д., Костюк А. А., Шкуренков М. П. и др.

В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2024. С. 175-192.

Международный день женщин и девочек в науке

11 февраля, начиная с 2016 года, отмечается День девочек и женщин в науке. Сотрудницы Международной лаборатории ландшафтной экологии — Наталья Шартова и Анна Деркачева — рассказали о своих исследованиях, трудностях в работе, и ответили на вопрос, каждый ли может заниматься наукой.

Международный день женщин и девочек в науке

Джалиашвили Тамара

Чему посвящена тема вашего исследования и чем Вы занимаетесь в рамках этого исследования?

Н. Шартова: Мои исследования находятся на стыке географии и экологической эпидемиологии. Сейчас экологическая эпидемиология одно из наиболее быстро развивающихся направлений в мире, позволяющая количественно оценить влияние различных факторов на здоровье населения. Я пытаюсь привнести географическую составляющую в выявляемые закономерности, так как считаю, что любой процесс неоднороден в пространстве. Фокус моих исследований направлен на изучение влияния климата на здоровье человека как с точки зрения прямого температурного воздействия, так и опосредованно, через анализ распространения климатически обусловленных инфекционных болезней.

А. Деркачева: После PhD у меня нет одной основной темы. Есть ряд разнообразных проектов, где я участвую в исследованиях коллег–тематических специалистов как человек-с-лопатой. Это означает, что со своим бэкграундом в ГИС/ДЗЗ/геоинформатике, я выступаю в качестве технического специалиста по обработке и анализу данных, а они уже размышляют на этом материале о природных процессах и явлениях. Например, для геоботаников, изучающих закустаривание Арктики, была сделана нейросеть для картографирования кустарников по снимкам с разделением по возрастным группам. Если обобщить мои профессиональные интересы, то здесь есть два вектора: инструментально — это ДЗЗ и автоматизированные методы обработки геоданных, а тематически — природные опасные процессы.

Анна Деркачева

Как и когда Вы поняли, что хотите заниматься наукой?

Н. Шартова: Не могу вспомнить какого-то четкого рубежа, после которого могла бы сказать: вот сейчас я начала заниматься наукой. Непосредственно интерес к медицине и географии сформировался еще в детстве, когда запоем были прочитаны все детские энциклопедии. Мне всегда нравился процесс исследования — разобраться в деталях, докопаться до сути, почему на одних территориях болезнь распространяется быстрее и сильнее, чем на других. Иногда это сродни детективному расследованию. Это захватывает и уже не можешь оторваться. 

А. Деркачева: На самом деле, мой интерес — это не чистая наука, а то, что в англоязычной среде называется «‎Research & Development»‎. Это что-то вроде прикладной науки, когда целью является генерирование знания не ради познания, а для решения конкретных задач. Желание заниматься R&D (и не заниматься чистой наукой) пришло на 3-4 курсе. Тогда, в процессе работы над курсовыми, я осознала, что мне нравится искать решения, вместо действия по инструкции, но очень не нравится вкладываться в то, что потом будет невостребованным и пылиться в шкафу.  

Были ли у Вас какие-то сложности в карьере ученого?

Н. Шартова: Конечно! Не бывает идеального пути. Академическая карьера достаточно длительный процесс в своем развитии и, что важно, сильно зависящий от получения грантового финансирования. Помню, как переживала, когда подала заявку на свой первый самостоятельный грант и не получила его. С другой стороны, это помогло оценить сильные и слабые стороны проекта и прийти к успешным результатам при следующих попытках.

А. Деркачева: Я бы здесь подняла проблему ментального здоровья в научной деятельности из-за постоянной борьбы за место под солнцем. Это то, о чем традиционно не говорили, но в последние годы соответствующие тематические мероприятия появляются даже на крупных международных конференциях (например, European Union of Geosciences). И это то, к чему наиболее уязвимыми оказываются именно молодые ученые — примерно каждый третий аспирант в мире имеет психологические проблемы, от выгорания до клинической депрессии! 

Не последнюю роль здесь играет модель функционирования профессиональной науки как постоянное рейтингование. Конкурсные гранты, лучший доклада на конференции, отбор кандидатов на пост-док, и т.д. Кто тут самый молодец? Кто получит этот приз? И, как с лотереей, ты с большой вероятностью проигрываешь. Каждый второй может быть с высоким профессиональным уровнем и блестящими идеями, но призов-то ограниченное количество. Важно не забывать, что постановка вопроса именно такова, а не как она автоматически воспринимается нашей психикой: «‎Моя работа хуже чем их»‎. Подливает масла в огонь постоянного давления то, что окрестили в международном комьюнити «‎publish or perish»‎ («‎публикуй или умри»‎). Нельзя три года заниматься одной идеей и полировать ее до совершенства, все оценивают друг друга, и оцениваются работодателем по публикационной активности.

Наталья Шартова

Сталкивались ли Вы когда-то с гендерными предрассудками на своем карьерном пути?

Н. Шартова: Мне повезло с коллегами и моим окружением, я не сталкивалась с подобным явлением.

А. Деркачева: Мне лично, можно сказать, повезло. Я никогда не сталкивалась с их прямым проявлением в свой адрес, ни от коллег, ни от начальства. Но я знаю не единичные истории из первых рук, как в российском сообществе, так и в зарубежном. Где-то это были ехидные комментарии, вроде: «‎Ну, как тебе таскать прибор по болоту, это то, чего ты хотела?», а где-то доходило до откровенно дискриминационной позиции: «‎Я не работаю с женщинами, не беру их в аспирантуру и свои проекты».

Думаю, если я где-то столкнусь с ярко выраженными гендерными предрассудками вкупе с нежеланием людей пересмотреть свою позицию, я просто развернусь и уйду оттуда. Открытых дверей еще много.  

Как Вы считаете любой ли человек может заниматься наукой?

Н. Шартова: С большой долей уверенности могу сказать, что нет. Как и любое профессиональное направление, наука требовательна к определенным качествам человека. На мой взгляд, это то, что относится к дисциплине, самостоятельности и, конечно же, творческому началу, игре воображения. Смелости и терпения всем, кто планирует быть в мире науки

А. Деркачева: Конечно нет!  То есть стартовать может любой человек, и плохую науку всю жизнь может делать любой человек. Но чтобы стать «‎качественным» ученым, я считаю, что есть некоторые личные черты и soft-skills, наличие или отсутствие которых играет роль. Без критического мышления или с безоговорочной верой в авторитеты? Болезненно относишься к критике или крепко держишься за привычное-знакомое? Хорошо не выйдет. Готов change your mind? Отлично! Не сегодня, так к завтра, станешь качественным ученым. Не обещаю, что выдающимися, но призов ведь всегда на всех не хватает.