• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Статья
A System Reanalysis of the Current Greenhouse Gases Budget of Terrestrial Ecosystems in Russia

Shvidenko A., Ciais P., Patra P. K. et al.

Global Biogeochemical Cycles. 2025. Vol. 39. No. 10. P. 1-38.

Глава в книге
Картографическое обеспечение плана рекреационной деятельности особо охраняемой природной территории на примере Тункинского национального парка

Цыдыпова М. В., Сандлерский Р. Б.

В кн.: Учение о геосистемах: история и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения академика Виктора Борисовича Сочавы (Иркуск, 16–18 июня 2025 г.). Иркутск: Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 2025. С. 144-146.

Препринт
Селевая опасность в долине р. Гижгит (Северный Кавказ) и риски для хвостохранилища ТГОК

Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.

PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

«Не бойтесь проявлять инициативу, участвуйте в школах, тренингах, конкурсах и конференциях»

В прошлом году Факультет географии и геоинформационных технологий впервые участвовал в смежной секции научно-исследовательских работ по естественным наукам конкурса НИРС. Среди лауреатов в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа естественным наукам для студентов магистратуры и выпускников 2021 года» отмечена работа по географии Ильи Дрозда, студента магистратуры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Мы спросили Илью о его учебе и научной работе.

«Не бойтесь проявлять инициативу, участвуйте в школах, тренингах, конкурсах и конференциях»

Canva

— Сейчас ты не в Москве по очень важной причине. Где ты находишься?

— В данный момент я принимаю участие в антарктическом научно-исследовательском рейсе АМК-87, целью которого является выполнение государственного задания по изучению акватории Южного океана. Я попал в этот рейс по приглашению начальника экспедиции за проявленные ранее заслуги в других рейсах. Мой самый первый рейс был в рамках производственной практики в ИО РАН в 2020 году.

— Ты учишься на магистратуре в МГУ. Какая область исследования тебе интересна?

— Я магистр 1 года обучения кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ. Несмотря на моё активное участие в океанологических исследованиях, область моих научных интересов в первую очередь направлена на изучение турбулентности пограничного слоя атмосферы в условиях города. Но и процессы взаимодействия атмосферы и океана меня тоже интересуют.

— Учитывая твои успехи в НИРС и сейчас твой научный рейс, тебе интересно развиваться именно в науке?

— На текущий момент я действительно вижу свое будущее в науке. Мне кажется, профессия учёного — одна из самых сложных и интересных одновременно. В науке, помимо аналитической составляющей, всегда есть доля творчества и созидания. Чтобы добиться успеха в научной нише, нужен широкий спектр навыков: тут и работа с данными, и знание иностранных языков, и написание научных текстов, и самопрезентация, и много чего ещё. Это не оставляет место рутине во время работы и стимулирует к постоянному развитию. Вдобавок в моей специальности можно активно путешествовать по работе в труднодоступные уголки Земли. Все это для меня весомые плюсы в вопросе выбора будущей профессии.

— Почему решил принять участие в НИРС? Это твой первый конкурс научных работ?
— Для меня это был первый конкурс НИРС. Решил участвовать, потому что на тот момент у меня была готовая дипломная работа, которую нужно было только немного переделать под формат конкурса. Соотношение затраченных сил и результата приятно удивило, вывод — пишите свои дипломные работы качественно. 

— Расскажи о своей научной работе.

— Если в двух словах, то атмосфера получает большую часть энергии и вещества от подстилающей поверхности через турбулентные потоки. Их правильное определение играет ключевую роль в вопросах прогнозирования погоды и моделирования климата. Существующая теория, применяемая для расчетов турбулентных потоков, разработана для условий квазиоднородной подстилающей поверхности (поле, водная гладь), для неоднородной городской поверхности она работает хуже. Суть работы заключается в том, чтобы на основе эмпирических данных и выявленных на их основе статистических закономерностей, адаптировать имеющуюся теорию для условий города. В данной работе для расчёта турбулентных потоков используется eddy covariance метод.

— Несколько советов ребятам, которые только начинают заниматься наукой или пишут свои курсовые проекты.
— Не бойтесь проявлять инициативу, участвуйте в школах, тренингах, конкурсах и конференциях. Само участие в подобных мероприятиях прокачивает вас как будущего ученого. Ставьте себе оптимистичные, но достижимые цели. Задавайте вопросы и знакомьтесь с новыми людьми, нетворкинг в науке — наше все. Если есть сомнения участвовать или нет, лучше участвуйте. Советы по написанию работ банальные до невозможности, но это не отменяет их эффективности. Внимательно читайте требования к формату работы, если таковы имеются, обязательно просматривайте написанное перед окончательной отправкой, планируйте время так, чтобы была возможность ещё что-то подправить перед дедлайном, сами дергайте научника, если вам от него что-то нужно. Соблюдение этих нехитрых правил обязательно приведёт вас к успеху.