Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Medvedev A., Alekseenko N., Kuramagomedov B. et al.
United Nations Environment Programme, 2025.
Solomina O., Matskovsky V.
Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2025. No. 666.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Согласно документу — поправки к постановлению правительства №709 от 29 июля 2014 года — исключаются из списка моногородов те, которые находятся ближе чем в 50 км от столиц регионов. Такое решение позволит направить средства на поддержку оставшихся в перечне моногородов. «Удаленность менее чем на 50 км позволяет жителям моногородов в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется», — отмечает министерство в пояснительной записке к проекту.
При этом некоторым городам войти в перечень станет проще, например, угольным городам Кузбасса снизят пороги допустимых массовых увольнений с монопредприятий с 20% до 10% населения.
«Конкретно к этой идее, которая готовится министерством, у меня отношение негативное. На мой взгляд, моногород не перестает быть таковым, если находится менее, чем в 50 километрах от регионального центра. Совершенно неясно, почему он не может обладать соответствующим статусом и получать не такие уж большие меры поддержки. Это ведет к искажениям реальной ситуации с социально-экономическим положением. Добираться и уезжать обратно на работу из регионального центра требует времени, не соглашусь с оценкой министерства, что оно будет небольшим. Сложно положительно оценивать это решение. Получается, министерство больше руководствуется некими преимуществами транспортной связности в агломерации и фактически выталкивает людей на поиск работы из моногородов.
Сами эти населенные пункты теряют последние шансы развиваться на собственном потенциале и рискуют превратиться в спально-торговые пригороды. Это напоминает завуалированное нежелание вкладываться и диверсифицировать экономику этих населенных пунктов. С большой вероятностью, меры приведут к сокращению средств, выделяемых на улучшение экономической программы в моногорода. Это вполне вписывается в основной тренд пространственного развития — агломерационную логику. Само создание агломераций объективно, но важно по какому пути оно идет: дальнейшая поляризации между её частями или сокращение различий в дифференциации зарплат как основного фактора выталкивания.