Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
40 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Аким М. Э., Ермоленко Г. В., Куричев Н. К. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Попова В. В., Бокучава Д. Д., Матвеева Т. А.
Аридные экосистемы. 2023. Т. 29. № 2(95). С. 3-11.
Grishchenko M. Y., Alaverdova A. A., Razaryonova A. D. et al.
In bk.: E3S Web of Conferences. EDP Sciences, 2023. Ch. 02004.
Препринты РАНХиГС при Президенте РФ. РАНХиГС при Президенте РФ, 2021
Согласно документу — поправки к постановлению правительства №709 от 29 июля 2014 года — исключаются из списка моногородов те, которые находятся ближе чем в 50 км от столиц регионов. Такое решение позволит направить средства на поддержку оставшихся в перечне моногородов. «Удаленность менее чем на 50 км позволяет жителям моногородов в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется», — отмечает министерство в пояснительной записке к проекту.
При этом некоторым городам войти в перечень станет проще, например, угольным городам Кузбасса снизят пороги допустимых массовых увольнений с монопредприятий с 20% до 10% населения.
«Конкретно к этой идее, которая готовится министерством, у меня отношение негативное. На мой взгляд, моногород не перестает быть таковым, если находится менее, чем в 50 километрах от регионального центра. Совершенно неясно, почему он не может обладать соответствующим статусом и получать не такие уж большие меры поддержки. Это ведет к искажениям реальной ситуации с социально-экономическим положением. Добираться и уезжать обратно на работу из регионального центра требует времени, не соглашусь с оценкой министерства, что оно будет небольшим. Сложно положительно оценивать это решение. Получается, министерство больше руководствуется некими преимуществами транспортной связности в агломерации и фактически выталкивает людей на поиск работы из моногородов.
Сами эти населенные пункты теряют последние шансы развиваться на собственном потенциале и рискуют превратиться в спально-торговые пригороды. Это напоминает завуалированное нежелание вкладываться и диверсифицировать экономику этих населенных пунктов. С большой вероятностью, меры приведут к сокращению средств, выделяемых на улучшение экономической программы в моногорода. Это вполне вписывается в основной тренд пространственного развития — агломерационную логику. Само создание агломераций объективно, но важно по какому пути оно идет: дальнейшая поляризации между её частями или сокращение различий в дифференциации зарплат как основного фактора выталкивания.