• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Глава в книге
Батуми в ситуациях границы

Авдеев К. Д., Костюк А. А., Шкуренков М. П. и др.

В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2024. С. 175-192.

Студенты собрали мусор и исследовали гидрохимические показатели во время экосплава по реке Москве

Экосплав — это возможность пройти несколько километров по реке на каяках, наслаждаясь водной прогулкой и видами, а параллельное очистить акваторию и прибрежные территории от мусора. 

Студенты собрали мусор и исследовали гидрохимические показатели во время экосплава по реке Москве

«Конечно, как гидролог, я понимаю, что мусор в реках далеко не самая страшная проблема, с которой сталкиваются водные объекты,  – говорит доцент факультета географии и геоинформационных технологий Мария Сидорова. Загрязнение промышленными отходами, смыв удобрений и отходов скота с берегов, нерациональное использование водных ресурсов и устаревшие очистные системы — вызовы, с которыми сталкиваются водные объекты». Последний доклад МГЭИК отмечает, что изменение климата также оказывает серьезное воздействие на водные ресурсы. На фоне этого возникает вопрос, а есть ли смысл в уборке рек? Преподаватели, экологи-просветители, эко-волонтеры стараются менять мышление людей. Уборка мусора — это то, что под силу сделать каждому, при этом сразу увидеть результат. Это тот маленький шаг, с которого может начаться большой путь.  

Во время экосплава, студенты под руководством Марии Сидоровой провели исследование гидрохимических показателей. Они измерили параметры качества воды и отобрали пробы воды, чтобы более подробно изучить их в лаборатории.  Так, содержание кислорода в воде показывает состояние «здоровье» экосистемы. Там, где кислорода мало (например в р. Липка) происходит «замор» — водные обитатели гибнут. Кислород потребляется не только во время дыхания гидробионтов — обитателей водных экосистем, — но и уходит на окисление органики. Такая ситуация происходит при значительном загрязнении рек органическими веществами: соединениями азота и фосфора, которые содержатся в отходах жизнедеятельности скота и людей, в минеральных и органических удобрениях, в сточных водах.  Соединения азота и фосфора вызывают активный рост водорослей, так называемое «цветение воды». Отмирая, они формируют огромную массу органики, на разложение (окисление) которой и затрачивается кислород. Низкое содержание кислорода — самый явный признак ухудшения состояния водного объекта. Анализы показали, что концентрация фосфора превышает предельно допустимую концентрацию во всех исследованных пробах, а в реке Липке также высокая мутность, что тоже может говорить о загрязнении.

Проведение подобных исследований очень важно, так как государственный мониторинг проводится зачастую раз в сезон и далеко не на всех реках, поэтому оперативную информацию о качестве воды добыть практически невозможно. В то же время сплав — важный элемент учебного процесса, который позволяет студентам своими руками получить и интерпретировать данные, увидеть проблемы малых рек Подмосковья своими глазами. Мария Владимировна продолжит проводить сплав в сотрудничестве с gt_kayaking — в программе курса Земные сферы эта активность входит в число факультатив.

«Весь наш сплав река была настолько мелкая, что мы постоянно видели дно. Глубина, кажется, нигде не превышала метра. Так что люди, которые купались в реке, которую можно перейти вброд, могли наблюдать сюрреалистичную картину: каяк с двумя девушками в спасательных жилетах и мешком мусора. Да, так как это был экосплав, мы параллельно собирали мусор по берегам. Приятно было видеть реакции отдыхающих. Все нас поддерживали и обещали забрать свой мусор с собой. В целом получилось весёлое летнее приключение. Приятно, что учёба в университете может быть такой разнообразной», — говорит студентка второго курса Рената Зигангирова.