Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
Аким М. Э., Ермоленко Г. В., Куричев Н. К. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Макаров И. А., Чернокульский А. В.
Журнал Новой экономической ассоциации. 2023. № 4 (61). С. 145-202.
Grishchenko M. Y., Alaverdova A. A., Razaryonova A. D. et al.
In bk.: E3S Web of Conferences: Actual Problems of Ecology and Environmental Management (APEEM 2023). Vol. 407. EDP Sciences, 2023. Ch. 02004.
Препринты РАНХиГС при Президенте РФ. РАНХиГС при Президенте РФ, 2021
Полевая практика первокурсников прошла на Курской биосферной станции (КБС) Института географии РАН – одном из научных географических полигонов страны с 12 июня по 6 июля.
Студенты программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» прошли обучение по 6 ключевых географическим дисциплинам: геоморфологии, геохимии и почвоведению, геоботанике, гидрометеорологии, картографии и геоинформатике, а также общественной географии.
В составе бригад по 3-4 человека под руководством опытных исследователей первокурсники опробовали полевые методы, применяемые в каждой из географических дисциплин, а также собрали, обработали и представили полученные данные на защите отчетов.
Меньше чем за месяц ребята научились использовать дроны для сбора географических данных, находить следы древних приледниковых зон эпохи оледенений и описывать почвенные разрезы, определять территории развития опасных природных процессов, собирать гербарий, выявлять нарушения в экосистемах по растительному покрову, анализировать синоптическую информацию и определять особенности микроклимата, рассчитывать уровни воды при половодье на реках и исследовать качество воды, а также ознакомились с принципами составления анкет и проведения опросов и приобрели навык комплексного общественно-географического описания территории. И это далеко не все, чему научились студенты за время практики.
«Сама практика прошла очень быстро и невероятно интересно. Каждый день было что-то новое. Практика дала мне понять, чем же все-таки занимаются географы и кем я хотела бы стать в будущем. Еще она сблизила многих из нас. Сначало было страшно, а после не хотелось уезжать!», – поделилась впечатлениями от пребывания на КБС студентка первого курса Екатерина Штоль.
Полевая практика – важнейший этап географического образования. Вот что рассказала руководитель второго этапа практики, доцент факультета Мария Сидорова:
Полевая практика – это возможность вживую поработать с объектами, которые изучаешь. В буквальном смысле пощупать их. Какова на ощупь палеопочва возрастом 35 000 лет и чем она отличается от палеопочвы возрастом 75 000 лет?
На практике студенты могут собственными глазами увидеть природные и антропогенные процессы и под внимательным руководством преподавателей осознать те причинно-следственные связи, которые изменяют мир. Ценой своих, подчас почти героических усилий добыть данные, измерить, раскопать, снять с дрона и тем самым пропустить через себя. Именно такое знание, прошедшее через руки, остаётся надолго и формирует навык.
И как радуется сердце преподавателя, когда ребята сами замечают явление, мимо которого ещё вчера бы прошли, не заметив, и обсуждают гипотезы, почему происходит так, а не иначе! Если раньше студенты прошли бы мимо кучи камней на дороге, то теперь они видят, что это конус выноса с глубокого вреза, вспоминают, что вчера был сильный ливень, который мог его создать, и, глядя на свежий врез вверх по склону, отмечают, что он подбирается к опоре ЛЭП и создает риск обрушения. Или, например, на второй день измерений скоростей течения реки они сами находят способы оптимизации работы и начинают предсказывать результаты измерений на основании своего опыта. Все это даёт студентам энтузиазм и понимание, что и зачем они учат. Это совсем другая история, чем лекция или даже семинар.
Для большинства ребят практика – это первая большая экспедиция, где они сталкиваются с полевыми трудностями и учатся вместе их преодолевать. В таких условиях открываются новые стороны поддержки, разделения труда и сотрудничества. И для преподавателей, и для студентов это способ лучше узнать друг друга. Полевая практика - лучший тимбилдинг, после которого отдельные студенты превращаются в дружный курс.
кандидат географических наук, доцент факультета географии и геоинформационных технологий, преподаватель практического блока по гидрометеорологии
На КБС сложилась новая традиция - проводить Экватор практики и Посвящение в географы. Студенты на практике работают очень плотно, Экватор делит выезд на две части, одновременно позволяя студентам отвлечься от учебы и отдохнуть.
В этом году первокурсников ждали веселые конкурсы от преподавателей. Наиболее запоминающимся моментом праздника стал командный запуск дронов. Команды демонстрировали свое мастерство в двух номинациях: полевой отбор проб воды из водоемов, недоступных для подхода (к дрону крепилась пробирка, с помощью которой студентам нужно было отобрать пробу воды и доставить к точке наблюдения обратно за ограниченное время) и спасательные работы (по легенде, на КБС потерпел крушение самолет, студентам необходимо было найти место крушения и пилота с помощью дронов). После ужина состоялся товарищеский футбольный матч. Борьба была напряженной, но студенты одержали победу над преподавателями со счетом 3-1.
Завершился день торжественным вручением дипломов настоящих географов и открыток с историческими фотографиями КБС. Без подарков не остались и преподаватели: студенты вручили каждому по футболке с цитатами из лекций.
Главное пожелание Экватора – ровно через три года вручить настоящие дипломы о высшем географическом образовании всем 34 студентам, прошедшим экватор 24 июня 2021 года.
Подробный фотоотчет с практики можно найти в инстаграме факультета по ссылке.