• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Глава в книге
Батуми в ситуациях границы

Авдеев К. Д., Костюк А. А., Шкуренков М. П. и др.

В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2024. С. 175-192.

Полевая практика первокурсников: итоги

Первокурсники факультета географии и геоинформационных технологий прошли полевую практику на Курской биосферной станции Института географии РАН. В программу учебного выезда вошли модули по геоморфологии, геохимии и почвоведению, геоботанике, гидрометеорологии, картографии и общественной географии. Неформальная часть программы включала в себя Посвящение в географы, командный запуск дронов и праздник Экватора практики.

Полевая практика первокурсников: итоги

Алексей Крылов

Полевая практика первокурсников прошла на Курской биосферной станции (КБС) Института географии РАН – одном из научных географических полигонов страны с 12 июня по 6 июля.

Студенты программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» прошли обучение по 6 ключевых географическим дисциплинам: геоморфологии, геохимии и почвоведению, геоботанике, гидрометеорологии, картографии и геоинформатике, а также общественной географии.

В составе бригад по 3-4 человека под руководством опытных исследователей первокурсники опробовали полевые методы, применяемые в каждой из географических дисциплин, а также собрали, обработали и представили полученные данные на защите отчетов.

Меньше чем за месяц ребята научились использовать дроны для сбора географических данных, находить следы древних приледниковых зон эпохи оледенений и описывать почвенные разрезы, определять территории развития опасных природных процессов, собирать гербарий, выявлять нарушения в экосистемах по растительному покрову, анализировать синоптическую информацию и определять особенности микроклимата, рассчитывать уровни воды при половодье на реках и исследовать качество воды, а также ознакомились с принципами составления анкет и проведения опросов и приобрели навык комплексного общественно-географического описания территории. И это далеко не все, чему научились студенты за время практики.

«Сама практика прошла очень быстро и невероятно интересно. Каждый день было что-то новое. Практика дала мне понять, чем же все-таки занимаются географы и кем я хотела бы стать в будущем. Еще она сблизила многих из нас. Сначало было страшно, а после не хотелось уезжать!», – поделилась впечатлениями от пребывания на КБС студентка первого курса Екатерина Штоль.

Алексей Крылов
Екатерина Штоль

Полевая практика – важнейший этап географического образования. Вот что рассказала руководитель второго этапа практики, доцент факультета Мария Сидорова:

Полевая практика ­– это возможность вживую поработать с объектами, которые изучаешь. В буквальном смысле пощупать их. Какова на ощупь палеопочва возрастом 35 000 лет и чем она отличается от палеопочвы возрастом 75 000 лет?

На практике студенты могут собственными глазами увидеть природные и антропогенные процессы и под внимательным руководством преподавателей осознать те причинно-следственные связи, которые изменяют мир. Ценой своих, подчас почти героических усилий добыть данные, измерить, раскопать, снять с дрона и тем самым пропустить через себя. Именно такое знание, прошедшее через руки, остаётся надолго и формирует навык.

И как радуется сердце преподавателя, когда ребята сами замечают явление, мимо которого ещё вчера бы прошли, не заметив, и обсуждают гипотезы, почему происходит так, а не иначе! 
Если раньше студенты прошли бы мимо кучи камней на дороге, то теперь они видят, что это конус выноса с глубокого вреза, вспоминают, что вчера был сильный ливень, который мог его создать, и, глядя на свежий врез вверх по склону, отмечают, что он подбирается к опоре ЛЭП и создает риск обрушения.  Или, например, на второй день измерений скоростей течения реки они сами находят способы оптимизации работы и начинают предсказывать результаты измерений на основании своего опыта. Все это даёт студентам энтузиазм и понимание, что и зачем они учат. Это совсем другая история, чем лекция или даже семинар.

Для большинства ребят практика – это первая большая экспедиция, где они сталкиваются с полевыми трудностями и учатся вместе их преодолевать. В таких условиях открываются новые стороны поддержки, разделения труда и сотрудничества. И для преподавателей, и для студентов это способ лучше узнать друг друга. Полевая практика - лучший тимбилдинг, после которого отдельные студенты превращаются в дружный курс.

Сидорова Мария Владимировна

кандидат географических наук, доцент факультета географии и геоинформационных технологий, преподаватель практического блока по гидрометеорологии

На КБС сложилась новая традиция - проводить Экватор практики и Посвящение в географы. Студенты на практике работают очень плотно, Экватор делит выезд на две части, одновременно позволяя студентам отвлечься от учебы и отдохнуть.

В этом году первокурсников ждали веселые конкурсы от преподавателей. Наиболее запоминающимся моментом праздника стал командный запуск дронов. Команды демонстрировали свое мастерство в двух номинациях: полевой отбор проб воды из водоемов, недоступных для подхода (к дрону крепилась пробирка, с помощью которой студентам нужно было отобрать пробу воды и доставить к точке наблюдения обратно за ограниченное время) и спасательные работы (по легенде, на КБС потерпел крушение самолет, студентам необходимо было найти место крушения и пилота с помощью дронов). После ужина состоялся товарищеский футбольный матч. Борьба была напряженной, но студенты одержали победу над преподавателями со счетом 3-1.

Завершился день торжественным вручением дипломов настоящих географов и открыток с историческими фотографиями КБС. Без подарков не остались и преподаватели: студенты вручили каждому по футболке с цитатами из лекций.

Главное пожелание Экватора – ровно через три года вручить настоящие дипломы о высшем географическом образовании всем 34 студентам, прошедшим экватор 24 июня 2021 года.

Подробный фотоотчет с практики можно найти в инстаграме факультета по ссылке.

Мария Сидорова