• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Статья
Донные осадки как природная летопись дегляциации в бассейне озера Сылтранкёль, Приэльбрусье

Иванов М. М., Гуринов А. Л., Голосов В. Н. и др.

Криосфера Земли. 2024. Т. 28. № 2. С. 33-46.

Глава в книге
Позиционный принцип, территориализация и позициональность
В печати

Дохов Р. А.

В кн.: Родоман известный и неизвестный. 2024.

Препринт
Селевая опасность в долине р. Гижгит (Северный Кавказ) и риски для хвостохранилища ТГОК

Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.

PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

«Белые карлики» городского пространства: есть ли будущее у «сжимающихся» городов?

С 19 по 25 января 2020 г. в рамках проекта «Стратегии и тактики территориального планирования в депопулирующих городах России» под руководством доцента Факультета Географии и Геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Марии Гунько состоялась экспедиция в г. Кировск Мурманской области. В выезде также приняли участие преподаватель Миланского Политехнического Университета Елена Батунова и студентка Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Дарья Чигарева.

«Белые карлики» городского пространства: есть ли будущее у «сжимающихся» городов?

Кировск – малый моногород с градообразующим предприятием АО Кировский филиал «Апатит», которое специализируется на добыче и переработке апатит-нефелиновой руды. Также, в городе находится один из крупнейших в России горнолыжных курортов BigWood. Как и во многих моногородах России, в Кировске сокращается численность населения: с 1989 по 2019 гг. количество жителей города  снизилось почти на 40%.

«Во многих малых городах России, и в моногородах в частности, наблюдается комбинация естественной и миграционной убыли населения. Среди внутренних и внешних мигрантов моногорода не пользуются популярностью. Из-за уменьшения численности населения происходит «сжатие» городского пространства - появляются пустующие квартиры и целые жилые дома, заброшенные нежилые здания, сооружения и земельные участки», - объясняет тенденцию и последствия сокращения численности жителей Кировска Мария Гунько.

Гунько Мария Сергеевна

Кандидат географических наук, куратор направления "Общественная география и пространственные решения"

Негативные последствия городского сжатия – заброшенность и маргинализация пространства, снижают безопасность и качество жизни населения, а также уменьшают привлекательность города для туристов и бизнеса.

Участники экспедиции проанализировали  подходы к городскому планированию в Кировске и попытались выявить инструменты, применяемые администрацией для борьбы с неблагоприятными изменениями городской среды. Для этого были проведены невключенные наблюдения и экспертные интервью с сотрудниками администрации города, АО Кировского филиала «Апатит» и краеведческого музея.

«Несмотря на то, что снос отдельных пустующих руинированных зданий и сооружений начался с середины 2010-х, целенаправленная политика по работе с заброшенностью стала проводиться только с 2019 года», - рассказала Мария Гунько о результатах экспедиции.

Среди мер, принимаемых властями города в связи с негативными последствиями депопуляции, - инвентаризация пустующего муниципального и частного имущества, а также поиск возможностей использования судебных процедур для передачи пустующего частного имущества от недобросовестных владельцев в муниципалитет для последующего редевелопмента или сноса. Кроме того, администрация города проводит подготовку документации для работы с вымороченным и бесхозяйным имуществом.

 «На сегодняшний день случаи возникновения особых подходов городского планирования в условиях убыли населения в России остаются единичными, а отсутствие специальных законодательных инструментов и целевого финансирования является серьезным препятствием для муниципалитетов», - объяснила практическую значимость работы Мария Гунько.  

Депопулирущие города как белые карлики - уже «отсветили» и теперь медленно сжимаются. Городское планирование едва ли поможет им снова начать расти.  Однако, грамотный подход градостроителей в условиях убыли населения может повысить качество жизни людей.

 «Стратегия «возвращения к росту» слабопродуктивна в малых сжимающихся городах, в России они при текущих реалиях будут продолжать терять население. Поэтому необходимо адаптировать городское планирование, чтобы сделать их более комфортными и безопасными для тех, кто там сейчас живет», - объяснила Мария Гунько.

Кировск, наряду с такими городами как Воркута (Республика Коми) и Новошахтинск (Ростовская область), являются пионерами активной работы с негативными физическими последствиями депопуляции и их опыт может лечь в основу лучших практик работы с городской средой в сжимающихся городах России.

По полученным сведениям будет написан ряд научных статей, а также магистерская диссертация Дарьи Чигаревой «Возможности применения инструментов пространственного развития городов с отрицательной динамикой численности населения на примере города Кировск».

Кировск стал третьим депопулирующим городом,  где проходили экспедиции по проекту* - ранее проводились работы в Воркуте (Республика Коми) и Апатитах (Мурманская область).

 

*Проект «Стратегии и тактики территориального планирования в депопулирующих городах России» МинНауки № МК-4946.2018.6