Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
40 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иванов М. М., Гуринов А. Л., Голосов В. Н. и др.
Криосфера Земли. 2024. Т. 28. № 2. С. 33-46.
В кн.: Родоман известный и неизвестный. 2024.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Блок «Биогеография»
Студенты начали практику с экскурсии по Битцевскому лесу, где преподаватели Вислобоков Николай Александрович и Хасанов Булат Фаридович рассказывали о преобладающих семействах растений на данной территории и демонстрировали конкретные примеры. Они также объясняли, как можно определить растения по характерным признакам, даже не зная их точных названий. Например, многие семейства и виды можно определить по таким признакам, как форма стебля, количество граней на стебле, расположение листьев и форма листочков на сложном листе.
На следующий день студенты разделились на бригады и провели индивидуальные маршруты в Битцевском лесу. Они зафиксировали и определили преобладающие виды растительности, составили формулы древостоев и наблюдали за животными, такими как ужи, остромордые лягушки, белки и дятлы.
Блок «Геоморфология»
Геоморфологический маршрут проходил по долине реки Сетунь. Студенты активно вели записи в полевых дневниках, фиксировали даже самые маленькие детали. Одна из задач практики - увидеть мир через глаза геоморфологов. В конце маршрута студенты заметили множество форм рельефа, которые не так заметны на первый взгляд, но определяются по косвенным признакам. Используя знания из модуля по биогеографии, они интересно проводили время, определяя виды растений. Студенты также обнаружили следы погрызенных бобрами деревьев неподалеку от зон антропогенного влияния, изучили несколько почвенных профилей и обнаружили следы ледниковой морены. Применение полученных на первом курсе теоретических знаний на практике помогло им лучше усвоить материал.
На следующий день прошли самостоятельные маршруты в Битцевском лесу. Целью маршрутов была фиксация выделяющихся точек и их описание. Описание в основном включало наблюдения за характерными формами рельефа, сравнение полученных данных с картой четвертичных отложений и описание собранных образцов. По итогам маршрутов каждая группа имела подробно заполненный полевой блокнот, несколько образцов из разных мест, и некоторым группам даже удалось найти следы ледниковых морен от времени московского оледенения!
Блок «Основы цифровой картографии и дистанционного зондирования», раздел «Тематическое дешифрирование высокодетальных космических снимков»
В рамках модуля первый день был посвящен обзорному маршруту по полигонам Битцевского леса и фиксации основных данных, необходимых для самостоятельного маршрута. Студентам было рассказано о том, что они будут делать во время самостоятельного маршрута, какие данные нужно фиксировать и целенаправленно искать. В ходе самостоятельного маршрута студенты собирали данные, которые затем использовались для создания схем сплошного и выборочного дешифрирования полигонов. Бригады охватывали тропинки полигона, а также основные овражно-балочные системы, чтобы получить полную картину. На основе этих данных были составлены схемы выборочного дешифрирования, которые включали в себя объекты рекреации, такие как облагороженные дорожки, скамейки, урны, а также информационные стенды, а также природные объекты, такие как болота, поляны, водоёмы, балки и овраги.
Блок «Общественная география»
В первый день практики студенты приехали в Ярославль для изучения районов города, его дифференциации и посещения важных объектов. Они беседовали с главным архитектором Ярославля, посетили Коровницкую слободу и судостроительный завод, который вызвал множество противоречивых впечатлений. В конце дня студенты свободно гуляли по центру Ярославля. Стоит отметить, что город имеет разнообразную архитектуру, но везде есть что-то общее, например, церкви.
Во второй день студенты прошли самостоятельные маршруты по центру города в стиле квеста "Бегущий город" и провели опрос жителей относительно района Красный Перекоп и других районов Ярославля. В анкете были следующие вопросы:
• Какой район вы считаете худшим, а какой лучшим для проживания?
• В каком районе вы проживаете?
• Как часто вы посещаете Красный Перекоп?
• Как вы оцениваете безопасность Красного Перекопа?
• Какими тремя словами вы можете описать Красный Перекоп?
• Статистика ответов представлена в карусели ниже.
Блок «Основы цифровой картографии и дистанционного зондирования», раздел «Наземная инструментальная съемка»
«Мы снимали местность с помощью нивелиров и тахеометра для создания цифровой модели рельефа и общей схемы Покровского бульвара. В первый день мы работали с нивелирами и обрабатывали результаты съемки. Во второй день некоторые бригады искали опорные пункты геодезической сети в Басманном районе, а другие работали с тахеометрами, после чего они менялись заданиями. В результате были созданы тематические продукты, которые были представлены в третий отчётный день», - рассказывает студентка первого курса Александра Трофимова.
Блок «Почвоведение»
В рамках практики студенты создали два почвенных разреза для каждой бригады на лесной опытной даче Тимирязевской академии. Разрезы имели глубину 2 и 1 метр соответственно. В первый день студенты визуально анализировали обнаруженные почвенные включения и окружающую местность. Во второй и третий дни они продолжили раскопки разрезов, сделали ботаническое описание местности и проанализировали горизонты почвы: их состав и пригодность для различных целей. Также студенты провели химический анализ взятых образцов, изменили рН и электропроводность, и прослушали мастер-класс по содержанию углерода в почве и его взаимосвязи с внешними факторами от Андрея Долгих, научного сотрудника Отдела географии и эволюции почв Института географии РАН.
Блок «Гидрометеорология»
«Практика по гидрологии и метеорологии была одной из самых насыщенных. Мы измеряли сток реки с использованием поплавкового и вертушечного методов, а также сток ручья методом ионного паводка. Мы также брали пробы воды из реки Истра, прилегающего ручья и реки Москва. В рамках практики были выполнены глубинные измерения и построены поперечные профили дна в двух участках реки. Параллельно на метеостанциях фиксировались погодные параметры, а полученная информация использовалась для составления отчетов и описания микроклимата, синоптики и турбулентных потоков в данной территории. Пробы воды прошли анализ на содержание фосфатов, нитратов и нитритов, а также были зафиксированы данные об электропроводности и рН реки и ручья во время работы на поле», - рассказывает студентка первого курса Александра Трофимова.
Автор: Александра Трофимова, студентка первого курса программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии».