Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
40 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иванов М. М., Гуринов А. Л., Голосов В. Н. и др.
Криосфера Земли. 2024. Т. 28. № 2. С. 33-46.
В кн.: Родоман известный и неизвестный. 2024.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Вы лучший преподаватель 2021 и 2022 года. Что это значит для вас?
Это значит для меня многое. Я была одной из тех, кто стоял у истоков создания нашего факультета, и получить такую оценку от первого и второго набора студентов — высокая награда для меня и большая честь. Я очень благодарна своим студентам. Насколько в дальнейшем будет поддерживаться этот статус, зависит от меня, но сейчас я рада такой оценке.
Расскажите о курсе «Основы дистанционного зондирования Земли»
За три года существования нашего факультета этот курс уже успел структурно трансформироваться. Изначально курс предполагалось читать полтора года. С этого учебного года курс состоит из двух частей: основы дистанционного зондирования (базовая часть), которая читается на первом курсе, и основы дистанционного зондирования (прикладные аспекты), который читается на втором курсе. В рамках предмета студенты обучаются работе на аналитических сервисах, с прикладными задачами зондирования земель, атмосферы и Мирового океана. Курсы получились немного разные, но в то же время дополняющие друг друга, при этом оба являются базовыми. Смысл такой структуры состоит в том, чтобы студенты с первого модуля первого курса обучались работе со снимками, картами, информационным программным обеспечением. Как нам кажется по итогам защиты первых курсовых работ, практик, студенты за два года достигают хорошего уровня знаний и совершенно спокойно ориентируются в разнообразии тематических данных и методах съемки.
Чтобы лучше понять, что изучают студенты образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» на курсе «Основы дистанционного зондирования Земли», мы попросили студентов рассказать о своих впечатлениях от курса по ДЗЗ
До распределения по направлениям на 3 курсе, у всех студентов нашего факультета почти все предметы общие. Среди них есть дисциплина «Основы ДЗЗ». Вместе с предметами по ГИС-технологиям и цифровой картографии образуется группа предметов, связанных с нашим направлением «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование». Преимущество нашего факультета именно в том, что мы на первых двух курсах не только определяемся с направлением, но и учимся «говорить на одном языке» между собой и другими специалистами. У каждого студента после дисциплины «Основы ДЗЗ» есть представление о том, для чего нужно ДЗЗ и как его применять. Это позволяет нам становиться специалистами в совершенно разных специальностях, но с сохранением возможности коммуницировать между собой при помощи одного языка географии, в том числе ДЗЗ.
Читайте материал о курсовом проекте Олега в нашем Телеграмм-канале.
Считается, что ГИС технологии очень популярны для карьерного развития, какими навыками должен обладать хороших ГИС-специалист?
На днях открытых дверей мы рассказываем нашим абитуриентам, из чего состоит наше направление: картография, пространственный анализ данных, ДЗЗ — это три стороны одной медали. Я бы сказала так, если ты владеешь просто функционалом: умеешь создавать пространственные данные, умеешь проводить предварительный анализ в разных ГИС-пакетах, — это очень хорошее преимущество, потому что есть большое число компаний, которые готовы взять на работу с такими знаниями. Если к этим навыкам ты знаешь, как можно получить доступ к данным ДЗЗ, как можно их интерпретировать и обработать в научных и практических целях, то это еще больший плюс. А если при этом ты понимаешь, для чего и какой конкретно задачи нужны все эти манипуляции с данными, у тебя есть специальные знания, например, в сфере общественной географии, экологии, инженерные навыки, и ты понимаешь, как связать, то это еще большее преимущество.
Анна Феофилактова, студентка 2 курса
Дистанционное зондирование Земли — один из самых занимательных курсов. Навыки, полученные во время прохождения курса, мы часто применяем в проектах других учебных дисциплин. В общем и целом, ДЗЗ – незаменимый источник данных для постоянного мониторинга состояния планеты, а многообразие продуктов ДЗЗ используется в самых различных областях.
В своём проекте на курсе ДЗЗ я создала схемы дешифрирования территории бассейна реки Или на границе Казахстана с Китаем. Река Или — важный источник водных ресурсов для обеих стран, поэтому вопрос об объеме хозяйственного использования стоит достаточно остро. Чтобы урегулировать этот вопрос, был подписан договор, но проследить реальное положение дел на границе достаточно сложно. В связи с тем, что верхнее течение реки расположено на территории КНР, Казахстан оказывается в зависимом положении. В проекте было проведено визуальное камеральное дешифрирование местности по снимкам спутника Sentinel-2 и получена схема дешифрирования, содержащая различные типы использования земель.
В рамках одной из практических работ передо мной стояла задача познакомиться с компьютерной программой для многоканальной обработки космических снимков, исследовать территорию Якутии по снимкам со спутников Landsat 8 и WorldView 2 и понять, какие виды синтеза изображений оптимальны для дальнейшего анализа. Загрузив снимки в программу и отредактировав настройки каналов, я выделила разные интересные объекты на изображениях.
Работая над своим проектом по предварительному анализу мультиспектральных изображений, я хотел более подробно изучить данную тему. В своей работе я пытался максимально подробно разобрать каждый пункт и каждое действие, которые выполняли я и мои однокурсники по мануалу – руководству по выполнению работы. Важной отличительной чертой стали две части, которые я расписал максимально подробно: анализ метаданных спутника и синтезы мультиспектральных изображений, и их анализ.
Мне кажется, что ДЗЗ нужно географу для того, чтобы упростить и ускорить процесс изучения Земли в целом, добавить исследованиям большей показательности или открыть то, что другими методами открыть не получится в силу особенности методов.
Выбирая направление «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование», наши студенты столкнуться с вопросом трудоустройства. На сколько высокий порог входа в специальность на рынке труда?
Нужно понимать, хотя в принципе вхождение в ГИС и ДЗЗ является высоким, но тем не менее сейчас существует много компаний, которые так или иначе используют ГИС и ДЗЗ в своей работе, они широко вошли в нашу жизнь. Также есть возможность быть только цифровщиком, собирать пространственные данные, но это низшая должность.
Есть возможность быть ГИС-аналитиком: для этого нужно изучить пространственный анализ, алгоритмы, иметь их реализовывать. Еще можно научиться создавать продукты, уметь программировать самому, составлять специальные скрипты.
Студенты — это дифференцированная группа со своей мотивацией, своими интересами и склонностями. Я думаю, что мы пытаемся их ориентировать на то, чтобы они могли сами выбирать и строить свою карьеру, где угодно. Если они захотят работать в фундаментальной науке, то такая работа есть, можно продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Если студенты захотят применить свои навыки в бизнесе, то я надеюсь, что полученные знания будут там востребованы. Нам будет приятно.