• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство

18 августа — День географа

Сегодня, 18 августа, в России уже в третий раз отмечается День географа. Именно в этот день 175 лет назад было основано Русское географическое общество. Абитуриенты и студенты наших программ часто интересуются, кто же такой географ и что будет с профессией  в будущем. Ответами на эти вопросы попросили поделиться преподавателей программы “География глобальных изменение и геоинформационные технологии”.

18 августа — День географа

Тамара Джалиашвили

Юлия Кузнецова, академический руководитель программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии»

Отличительная черта географа — территориальное мышление. Географ — человек про пространство. Он может быть физиком или лириком, может изучать общество или природные явления, маргинальные субкультуры или изменения климата, и все это в пространстве.

Я думаю, что будущее в науке за междисциплинарными, комплексными исследованиями. И география как самая, пожалуй, междисциплинарная наука, и географ, владеющий актуальными знаниями о динамике общественных процессов и изменениях природной среды, будут одними из самых востребованных специалистов и в России, и в мире.

Станислав Кутузов, доцент факультета географии и геоинформационных технологий

Географ — человек, который себя сам считает географом. Это человек, который смотрит на окружающий мир как исследователь, пытаясь отвечать на вопросы, почему так или иначе всё устроено? Неизбежно, исследуя ты начинаешь больше любить и ценить, окружающий мир во всей его сложности и многообразии.

Татьяна Анискина, директор Центра геоданных НИУ ВШЭ

Географ — это не просто профессия, это совершенно новый уровень осознания мира, который тебя окружает. Ты понимаешь, как взаимосвязаны многие процессы и явлениях в природе и экономике, что может быть их причиной и какие возможны последствия. Географ обязательно должен владеть базовым ГИС-инструментарием и уметь применять его в соответствии с задачей. Также необходимо общее понимание методов пространственного анализа, которые позволяют из набора фактических данных получить качественно новые знания об изучаемых явлениях. И, конечно, же географ должен быть любопытным и готовым к новым открытиям. 

Сейчас известно, что более 80% информации, с которой мы сталкиваемся в своей жизни, имеют пространственную составляющую, иными словами, мы знаем, где это находится. И те, кто умеют правильно интерпретировать эти сведения и могут интегрировать их в свою работу, достигают гораздо лучших результатов по сравнению с теми, кто эту информацию не учитывает. Поэтому сейчас специалисты-географы становятся очень востребованными не только в «традиционных» для этой профессии отраслях, связанных с природными ресурсами, они нужны практически везде: от финансовых услуг и страхования до строительства и здравоохранения.

Татьяна Горбачева, старший преподаватель Факультета географии и геоинформационных технологий

Географ — наблюдатель и, в то же время, аналитик любого исторического процесса или явления с позиции пространственных/региональных закономерностей. Эта схема работает для любого объекта, который бы ни выбрал географ: рельеф, океан, ландшафт, экономика, политика и т.д. 

Отличительные черты географа: интерес и доброжелательность к природе (человеческой в том числе), доверие к находкам, критическое отношение к информации, желание добраться до сути. 

Мне кажется, что, в недалеком будущем, региональные закономерности переместятся в виртуальное пространство. Географию, как и многие другие науки, пополнит вся палитра междисциплинарных историй в связке с программированием, медиалогией, нейронаукой и т.д. Или, скорее, география преобразует их.

Полина Вереземская, старший преподаватель Факультета географии и геоинформационных технологий

Географ — тот, кто всегда восхищен и удивлен миром, который мы наблюдаем вокруг нас. Путешествуя, открывая новые земли, он видит гораздо больше, чем обыватель — ему доступны методы и способы видеть больше, чем просто земную поверхность и людей на ней. Он должен уметь задавать себе правильные вопросы. 

На мой взгляд, в первую очередь профессию географа нужно поддержать еще на этапе школьного образования. Тогда у географии в России будет будущее.