• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/15/1

40 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
5/5/10/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 мест за счет средств ВШЭ

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
European Glacial Landscapes

Solomina O., Jomelli V., Charton J. et al.

Elsevier, 2024.

Статья
Генетика нарушений метаболизма сахарозы в различных группах населения

Козлов А. И., Малярчук Б. А.

Вопросы питания. 2024. Т. 93. № 2. С. 52-62.

Глава в книге
Батуми в ситуациях границы

Авдеев К. Д., Костюк А. А., Шкуренков М. П. и др.

В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2024. С. 175-192.

Полевая практика 1 курса в г. Москве

Завершился первый этап полевой практики 1 курса. В июне студенты прошли практики по направлениям: геолого-геоморфологические исследования, геоботанические исследования, гидрометеорологические наблюдения, основы цифровой картографии: наземная инструментальная съемка, основы общественной географии. Спросили у руководителя практики, доцента Факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Марии Сидоровой, какие навыки получили и какие открытия совершили студенты, с какими сложностями столкнулись студенты и преподаватели и в чем разница между практикой в Москве и на Курской биостанции ИГ РАН.

практика по Общественной географии

практика по Общественной географии
Мария Скударь

Сидорова Мария Владимировна

Сидорова Мария Владимировна, доцент Факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ   

В этом году студентов-первокурсников, проходящих практику, стало больше, поэтому мы дополнительно приглашали преподавателей из разных институтов и университетов. В полевой практике приняли участие преподаватели из Высшей школы экономики, МГУ, Института географии, Института океанографии РАН и других институтов. Для студентов — это уникальная возможность пообщаться со специалистами-практиками и учеными из разных сфер и мест работы. 

За время практики студенты приобрели много разных навыков, в том числе работы с приборами, причем достаточно сложными. Например, на практике по гидрометеорологии появился новый прибор — датчик влажности почвы — это целая почвенная станция. Также мы брали доплеровский профилограф у океанографического института — это дорогой и современный прибор, с которым у студентов получилось поработали на р. Москве и измерить скорость течения с помощью звуковых сигналов. Таким образом, получилось освоить не только классические приборы, но и более современные. 

На других направлениях тоже было много интересного. В частности, в этом году орнитологи в Царицынском парке проводили лекцию для студентов, в рамках которой они слушали птиц и пытались их различать. 

Студенты также делали свои маленькие открытия. Когда ты в теории, например, изучаешь распределение скоростей течения по глубине, это одно. Другое, когда ты сам проводишь измерения и видишь, что, например, у поверхности скорость больше, а у дна она меньше. Я считаю, что даже такие маленькие открытия позволяют переводить знания из головы в руки, и тогда эти знания остаются навсегда. Благодаря практике студенты получают некоторое практическое подтверждение той теории, которую они изучали весь год.

Что касается отличий от практики в Курсе, то практика была тяжелее в бытовом плане. Нам всем приходилось рано вставать, ехать в университет, потом еще час или полтора на автобусе до места, где проходила практика, целый день работать в поле, и потом возвращаться в университет и еще час ехать на метро по домам. Это выматывало и студентов, и преподавателей.

Но в тоже время практика была гораздо интересней. Курский полигон, конечно, прекрасен, но вот, например, с точки зрения геоморфологии, разнообразие рельефа там не впечатляет. А в Москве ребята прошли по долине р. Москвы, которая врезается глубоко, до юрских отложений, увидели очень много интересных процессов, оползневых, склоновых и других, и все это они картировали, изучали, собирали образцы горных пород.

После практики отношения между ребятами стали гораздо глубже, а преподаватели лучше познакомились со своими студентами, увидели их потенциал, характер, soft skills.