Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
40 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
Аким М. Э., Ермоленко Г. В., Куричев Н. К. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Попова В. В., Бокучава Д. Д., Матвеева Т. А.
Аридные экосистемы. 2023. Т. 29. № 2(95). С. 3-11.
Grishchenko M. Y., Alaverdova A. A., Razaryonova A. D. et al.
In bk.: E3S Web of Conferences. EDP Sciences, 2023. Ch. 02004.
Препринты РАНХиГС при Президенте РФ. РАНХиГС при Президенте РФ, 2021
В этом году студентов-первокурсников, проходящих практику, стало больше, поэтому мы дополнительно приглашали преподавателей из разных институтов и университетов. В полевой практике приняли участие преподаватели из Высшей школы экономики, МГУ, Института географии, Института океанографии РАН и других институтов. Для студентов — это уникальная возможность пообщаться со специалистами-практиками и учеными из разных сфер и мест работы.
За время практики студенты приобрели много разных навыков, в том числе работы с приборами, причем достаточно сложными. Например, на практике по гидрометеорологии появился новый прибор — датчик влажности почвы — это целая почвенная станция. Также мы брали доплеровский профилограф у океанографического института — это дорогой и современный прибор, с которым у студентов получилось поработали на р. Москве и измерить скорость течения с помощью звуковых сигналов. Таким образом, получилось освоить не только классические приборы, но и более современные.
На других направлениях тоже было много интересного. В частности, в этом году орнитологи в Царицынском парке проводили лекцию для студентов, в рамках которой они слушали птиц и пытались их различать.
Студенты также делали свои маленькие открытия. Когда ты в теории, например, изучаешь распределение скоростей течения по глубине, это одно. Другое, когда ты сам проводишь измерения и видишь, что, например, у поверхности скорость больше, а у дна она меньше. Я считаю, что даже такие маленькие открытия позволяют переводить знания из головы в руки, и тогда эти знания остаются навсегда. Благодаря практике студенты получают некоторое практическое подтверждение той теории, которую они изучали весь год.
Что касается отличий от практики в Курсе, то практика была тяжелее в бытовом плане. Нам всем приходилось рано вставать, ехать в университет, потом еще час или полтора на автобусе до места, где проходила практика, целый день работать в поле, и потом возвращаться в университет и еще час ехать на метро по домам. Это выматывало и студентов, и преподавателей.
Но в тоже время практика была гораздо интересней. Курский полигон, конечно, прекрасен, но вот, например, с точки зрения геоморфологии, разнообразие рельефа там не впечатляет. А в Москве ребята прошли по долине р. Москвы, которая врезается глубоко, до юрских отложений, увидели очень много интересных процессов, оползневых, склоновых и других, и все это они картировали, изучали, собирали образцы горных пород.
После практики отношения между ребятами стали гораздо глубже, а преподаватели лучше познакомились со своими студентами, увидели их потенциал, характер, soft skills.
Познакомиться с результатами практик по отдельным направлениям: геолого-геоморфологические исследования, основы цифровой картографии: наземная инструментальная съемка, геоботанические исследования