Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Medvedev A., Alekseenko N., Kuramagomedov B. et al.
United Nations Environment Programme, 2025.
Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2025. No. 666.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
В этом году студентов-первокурсников, проходящих практику, стало больше, поэтому мы дополнительно приглашали преподавателей из разных институтов и университетов. В полевой практике приняли участие преподаватели из Высшей школы экономики, МГУ, Института географии, Института океанографии РАН и других институтов. Для студентов — это уникальная возможность пообщаться со специалистами-практиками и учеными из разных сфер и мест работы.
За время практики студенты приобрели много разных навыков, в том числе работы с приборами, причем достаточно сложными. Например, на практике по гидрометеорологии появился новый прибор — датчик влажности почвы — это целая почвенная станция. Также мы брали доплеровский профилограф у океанографического института — это дорогой и современный прибор, с которым у студентов получилось поработали на р. Москве и измерить скорость течения с помощью звуковых сигналов. Таким образом, получилось освоить не только классические приборы, но и более современные.
На других направлениях тоже было много интересного. В частности, в этом году орнитологи в Царицынском парке проводили лекцию для студентов, в рамках которой они слушали птиц и пытались их различать.
Студенты также делали свои маленькие открытия. Когда ты в теории, например, изучаешь распределение скоростей течения по глубине, это одно. Другое, когда ты сам проводишь измерения и видишь, что, например, у поверхности скорость больше, а у дна она меньше. Я считаю, что даже такие маленькие открытия позволяют переводить знания из головы в руки, и тогда эти знания остаются навсегда. Благодаря практике студенты получают некоторое практическое подтверждение той теории, которую они изучали весь год.
Что касается отличий от практики в Курсе, то практика была тяжелее в бытовом плане. Нам всем приходилось рано вставать, ехать в университет, потом еще час или полтора на автобусе до места, где проходила практика, целый день работать в поле, и потом возвращаться в университет и еще час ехать на метро по домам. Это выматывало и студентов, и преподавателей.
Но в тоже время практика была гораздо интересней. Курский полигон, конечно, прекрасен, но вот, например, с точки зрения геоморфологии, разнообразие рельефа там не впечатляет. А в Москве ребята прошли по долине р. Москвы, которая врезается глубоко, до юрских отложений, увидели очень много интересных процессов, оползневых, склоновых и других, и все это они картировали, изучали, собирали образцы горных пород.
После практики отношения между ребятами стали гораздо глубже, а преподаватели лучше познакомились со своими студентами, увидели их потенциал, характер, soft skills.
Познакомиться с результатами практик по отдельным направлениям: геолого-геоморфологические исследования, основы цифровой картографии: наземная инструментальная съемка, геоботанические исследования