109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Макаров И. А., Чернокульский А. В., Анискина Т. А. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Шелудков А. В., Зотова М. В., Виноградова В. В. и др.
Региональные исследования. 2025. Т. 88. № 2. С. 4-23.
Цыдыпова М. В., Сандлерский Р. Б.
В кн.: Учение о геосистемах: история и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения академика Виктора Борисовича Сочавы (Иркуск, 16–18 июня 2025 г.). Иркутск: Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 2025. С. 144-146.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

Cхема мониторинга состояния дорожной сети в г. Электрогорск, Московская область
Иван Казаков, студент 2го курса, разработал схему мониторинга состояния дорожной сети в г. Электрогорск Московской области, основанную на оперативном получении тематической интерпретации производных материалов с БПЛА – цифровых моделей местности и ортофотопланов.
В качестве проекта я хотел сделать что-то для своего родного города. Было несколько идей, связанных с функциональным зонированием, изучением застройки, но всё-таки решил остановиться на изучении состояния дорожной сети, потому что меня это больше интересует.
В Московской области и в Российской Федерации в целом не существует такого ресурса, который отражал бы качество дорожного покрытия
Ивану было интересно работать над проектом, потому что он связан с БПЛА, снимками, дешифрировании, работой с ГИС. Съёмка территории улицы Советская города Электрогорск производилась с БПЛА в формате DNG (для удобства привязки). Территория была покрыта 31 снимком с высоты 500 метров, используемый коптер – Mavic 2 Pro. Последующая работа происходила в ПО Agisoft Metashape, снимки были импортированы, далее создавались облака связующих точек, карты глубины, плотного облака точек, модели поверхности, тайловой модели поверхности, карты высот и ортофотоплана.

Сейчас студент пишу курсовую по теме «Анализ состояния дорожной сети с помощью данных сверхвысокого пространственного разрешения». Это новый и более высокий уровень изучения интересующей его темы мониторинга состояния дорожных сетей. С 3 курса он хотел бы устроиться на стажировку в компанию из геоинформационной сферы.
Навигация в кампусе на Старой Басманной НИУ ВШЭ
Проект представляет собой цифровой картографический продукт – план кампуса НИУ ВШЭ на Старой Басманной улице в Москве. Эта группа зданий – один из крупнейших корпусов НИУ ВШЭ, однако внутри существуют проблемы с навигацией. Корпуса достаточно старые, многократно подвергались перепланировке, внутренняя логика наименования комнат и расположения переходов между зданиями зачастую нарушена, что сильно затрудняет ориентирование внутри.
Идея проекта пришла довольно спонтанно — мне надо было в корпус на Старой Басманной по делам, и я, несмотря на то, что ориентируюсь в пространстве вроде неплохо, заблудился в этом корпусе. Также неоднократно слышал жалобы от других вышкинцев на запутанные здания Басмача и отсутствие внутренней навигации. Выяснилось, что в специальном приложении с картами корпусов Вышка.Навигация этого кампуса тоже нет, вот и решил сделать карту, что облегчить всем жизнь
Зайцев Илья
Над проектом было достаточно сложно работать: потребовалось вручную отснять все этажные эвакуационные планы зданий и таблички всех кабинетов и аудиторий, чтобы позднее присвоить каждому помещению атрибутивную информацию. Кроме того, в процессе приходилось овладевать какими-то функциями картографического ПО, которые студенты не разбирали подробно на занятиях.
Благодаря этой практической задаче Илья овладел картографическими инструментами, в которых было бы скучно разбираться в "обычной жизни", научился быстро делать несложные карты — этот навык уже несколько раз пригодился в репрезентации результатов исследований по другим предметам на 2-м курсе.

Этот проект можно продолжать развивать. На данный момент пользователи без специального картографического ПО не могут воспользоваться интерактивной картой. Илье нужно найти время и доработать этот проект, чтобы довести результат до конечного потребителя. А сейчас Илья начинает писать курсовую по общественной географии на тему транспортно-ориентированного развития.
Казаков Иван