Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Medvedev A., Alekseenko N., Kuramagomedov B. et al.
United Nations Environment Programme, 2025.
Solomina O., Matskovsky V.
Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2025. No. 666.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Дорогие абитуриенты!
На днях открытых дверей и онлайн-консультациях поступают много вопросов относительно содержания обучения. Рабочие учебные планы всех четырех лет обучения, как и программы учебных дисциплин, находятся в стадии окончательного оформления в электронных системах Вышки и к августу будут выложены на страницу образовательной программы. Пока же мы хотим поделиться с вами общей схемой организации обучения.
В рамках нашей программы бакалавриата три специализации (направления):
Выбор специализации происходит после 2-го года обучения. Таким образом, два года все студенты учатся вместе, а 3-4-й курсы – на выбранной ими специализации. Это даст студентам общую базу знаний и навыков и в то же время позволит сделать информированный выбор направления.
Еще одним инструментом гибкости являются предметы по выбору, доля которых последовательно увеличивается (2-й курс – 2 предмета, 3-й курс – три предмета, 4-й курс – 4 предмета). На четвертом курсе предметов по выбору уже более половины. При этом студенту предлагаются на выбор как предметы выбранной им специализации, так и дисциплины других специализаций. Вы можете либо сконцентрироваться на своем направлении и осваивать только «свои» предметы по выбору, либо, напротив, составить себе более широкий профиль подготовки, взяв часть предметов других направлений в зависимости от ваших личных интересов и склонностей. В принципе, вы можете создать для себя «смешанную» специализацию, освоив значительное количество предметов по выбору «соседней» специализации. Состав предметов по выбору вы можете посмотреть ниже в разделах по трем специализациям. Кроме того, в Вышке вам доступен майнор — это дополнительная образовательная траектория сверх подготовки по основному образовательному направлению (см. вопрос №33).
О практиках вы можете подробно прочитать в вопросе №32 в разделе «Часто задаваемые вопросы» . После первого курса студентов ждет учебная практика на Курской биосферной станции Института географии РАН. После второго курса студенты смогут выбрать один из трех вариантов практики в зависимости от специализации, на которую они хотят поступать. Окончательный выбор специализации происходит после летней практики 2-го курса, что позволит студенту учесть экспедиционный опыт при принятии решения.
Кроме летних практик, в течение года студенты будут выполнять практические работы с оборудованием по сбору пространственных данных и полевым наблюдениям. Часть из них будут проводиться в Институте географии РАН или с выходом на местность, в город или в поле в пределах Москвы и ближнего Подмосковья.
Для развития навыком самостоятельной работы студентам будет предложена линейка семинаров – профориентационный семинар на 1-м курсе, проектный семинар для развития навыков работы с пространственными данными – на 2-м курсе, научно-исследовательский семинар – на 3-4 курсах. Эти семинары направлены на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению прикладных и фундаментальных исследований полного цикла – от планирования постановки задачи и формулировки исследовательской гипотезы через определение методов решения поставленной задачи до представления результатов научному сообществу и лицам, принимающим решения.
К участию в преподавании будут привлечены активно работающие ученые-географы из Института географии РАН и других научных организаций-партнеров проекта. Прикладной аспект обучения будет реализован путем привлечения к преподаванию специалистов-практиков из сферы геоинформационных технологий, инженерной географии, регионального и отраслевого консалтинга, аналитических подразделений крупных компаний. Следите за новыми компаниями-партнерами на нашей странице.
Ниже в таблице представлены предметы, обязательные для изучения всеми тремя направлениями. Почти все они изучаются на 1-2 курсах, только отдельные дисциплины отложены на 3-4 курс.
Эти предметы делятся на две большие группы – первые три строки отражают основы трех основных направлений географии (геоинформатика, физическая география, общественная география), которые затем студенты выбирают в качестве специализации. К ним примыкает группа предметов, касающихся глобальных природных и социальных изменений в прошлом и в будущем.
Вторая группа предметов – это смежные предметы: в первую очередь, такие универсальные навыки, как основы математики и программирования, английский язык. К ним примыкают основы экономических и социальных наук, а также право и основы управления.
Обратите внимание, что по сравнению с буклетом образовательной программы произошли небольшие изменения в названиях и составе дисциплин.
Трек |
1 курс |
2 курс |
3-4 курс |
Основы ГИС-технологий |
Цифровая картография и ГИС |
Основы дистанционного зондирования Земли |
Интеграция, визуализация и анализ пространственных данных |
Основы общественной географии |
Основы общественной географии и страноведения |
||
Основы физической географии |
Земные сферы (гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера, педосфера) |
Земные сферы (криосфера, океаносфера) |
|
Глобальные изменения |
Изменения природной среды в прошлом и палеогеография |
Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития |
|
Математический трек |
Введение в высшую математику |
Теория вероятностей и математическая статистика |
|
ИТ-трек |
Цифровая грамотность |
Основы программирования в Python |
|
Экономический трек |
Микроэкономика |
Макроэкономика |
Пространственная организация мировой экономики |
Основы социальных наук |
Социологические идеи в геогр. исследованиях Управление развитием территорий Право |
Основы гос. и муниципального управления |
|
Английский язык |
Английский язык (факультатив) |
Английский язык (факультатив) |
Академическое письмо на английском языке |
Первый курс по данному направлению посвящен основам геоинформационных технологий, второй курс – тематическим пространственным данным, их источникам и представлению. Третий курс сконцентрирован на проектно-изыскательских работах и решениях в области пространственных данных, основных инструментах пространственного моделирования. На четвертом курсе студенты учатся создавать готовые коробочные решения и продукты для государственных и корпоративных заказчиков.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по ГИС-технологиям, дистанционному зондированию земли, управлению пространственными данными (полный цикл от технологий получения первичной информации до управления базами данных и созданию инструментов и решений на их основе).
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки сбора пространственных данных для географических исследований (как в общественной географии, так и в физической географии) и по созданию пользовательских инструментов на их основе.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Первый курс по данному направлению посвящен основам общественной географии и смежных социальных наук, второй курс – базовым дисциплинам по географии населения и качественным и полевым методам исследований. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам общественной географии и позволит овладеть методами общественно-географических исследований. На четвертом курсе студенты учатся применять и создавать инструменты для решения прикладных задач в государственном и корпоративном управлении.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по истории, теории и методам общественной географии в целом и по ее основным ветвям (социальной, экономической, политической и культурной), а также по данным и методам общественно-географических исследований.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки прикладных исследований пространственной организации отраслевых рынков, пространственного планирования, разработки и анализа региональных стратегий и инструментов региональной политики.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Первый курс по данному направлению посвящен основам физической географии – земным сферам (атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере и биосфере), на втором курсе к ним добавляется океаносфера и криосфера, а также методы исследования прошлого Земли (палеогеография) и методы инженерных изысканий. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам физической географии, теории и моделированию климата Земли и экосистем, а также позволит овладеть современными методами исследований природных систем. На четвертом курсе студенты освоят современные системы мониторинга окружающей среды и базы данных, методы прогнозирования природной среды и методы решения прикладных задач.
Обязательным ядром специализации являются дисциплины по основным методам получения данных о природных системах (геофизическим, геохимическим, биологическим, математическим) и моделирования природных процессов на основе обработки этих данных.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, позволяющих овладеть навыками проведения и организации проектно-изыскательских работ, методами управления природными ресурсами и оценки природных рисков, а также раскрывающих современное состояние окружающей среды в России и ее регионах, включая Арктику.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.