Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Gracheva R.G., Vinogradova V.V., Sheludkov A.V. et al.
Geography, Environment, Sustainability. 2024. Vol. 17. No. 4. P. 205-216.
Алов И. Н., Кудишкин С.
В кн.: Современная урбанистика: социальное благополучие и цифровая трансформация города : сборник материалов международной научнопрактической конференции, 30 ноября 2023 года, г. Минск, Республика Беларусь. Мн.: БГУ, 2024. С. 22-25.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Дорогие абитуриенты!
На днях открытых дверей и онлайн-консультациях поступают много вопросов относительно содержания обучения. Рабочие учебные планы всех четырех лет обучения, как и программы учебных дисциплин, находятся в стадии окончательного оформления в электронных системах Вышки и к августу будут выложены на страницу образовательной программы. Пока же мы хотим поделиться с вами общей схемой организации обучения.
В рамках нашей программы бакалавриата три специализации (направления):
Выбор специализации происходит после 2-го года обучения. Таким образом, два года все студенты учатся вместе, а 3-4-й курсы – на выбранной ими специализации. Это даст студентам общую базу знаний и навыков и в то же время позволит сделать информированный выбор направления.
Еще одним инструментом гибкости являются предметы по выбору, доля которых последовательно увеличивается (2-й курс – 2 предмета, 3-й курс – три предмета, 4-й курс – 4 предмета). На четвертом курсе предметов по выбору уже более половины. При этом студенту предлагаются на выбор как предметы выбранной им специализации, так и дисциплины других специализаций. Вы можете либо сконцентрироваться на своем направлении и осваивать только «свои» предметы по выбору, либо, напротив, составить себе более широкий профиль подготовки, взяв часть предметов других направлений в зависимости от ваших личных интересов и склонностей. В принципе, вы можете создать для себя «смешанную» специализацию, освоив значительное количество предметов по выбору «соседней» специализации. Состав предметов по выбору вы можете посмотреть ниже в разделах по трем специализациям. Кроме того, в Вышке вам доступен майнор — это дополнительная образовательная траектория сверх подготовки по основному образовательному направлению (см. вопрос №33).
О практиках вы можете подробно прочитать в вопросе №32 в разделе «Часто задаваемые вопросы» . После первого курса студентов ждет учебная практика на Курской биосферной станции Института географии РАН. После второго курса студенты смогут выбрать один из трех вариантов практики в зависимости от специализации, на которую они хотят поступать. Окончательный выбор специализации происходит после летней практики 2-го курса, что позволит студенту учесть экспедиционный опыт при принятии решения.
Кроме летних практик, в течение года студенты будут выполнять практические работы с оборудованием по сбору пространственных данных и полевым наблюдениям. Часть из них будут проводиться в Институте географии РАН или с выходом на местность, в город или в поле в пределах Москвы и ближнего Подмосковья.
Для развития навыком самостоятельной работы студентам будет предложена линейка семинаров – профориентационный семинар на 1-м курсе, проектный семинар для развития навыков работы с пространственными данными – на 2-м курсе, научно-исследовательский семинар – на 3-4 курсах. Эти семинары направлены на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению прикладных и фундаментальных исследований полного цикла – от планирования постановки задачи и формулировки исследовательской гипотезы через определение методов решения поставленной задачи до представления результатов научному сообществу и лицам, принимающим решения.
К участию в преподавании будут привлечены активно работающие ученые-географы из Института географии РАН и других научных организаций-партнеров проекта. Прикладной аспект обучения будет реализован путем привлечения к преподаванию специалистов-практиков из сферы геоинформационных технологий, инженерной географии, регионального и отраслевого консалтинга, аналитических подразделений крупных компаний. Следите за новыми компаниями-партнерами на нашей странице.
Ниже в таблице представлены предметы, обязательные для изучения всеми тремя направлениями. Почти все они изучаются на 1-2 курсах, только отдельные дисциплины отложены на 3-4 курс.
Эти предметы делятся на две большие группы – первые три строки отражают основы трех основных направлений географии (геоинформатика, физическая география, общественная география), которые затем студенты выбирают в качестве специализации. К ним примыкает группа предметов, касающихся глобальных природных и социальных изменений в прошлом и в будущем.
Вторая группа предметов – это смежные предметы: в первую очередь, такие универсальные навыки, как основы математики и программирования, английский язык. К ним примыкают основы экономических и социальных наук, а также право и основы управления.
Обратите внимание, что по сравнению с буклетом образовательной программы произошли небольшие изменения в названиях и составе дисциплин.
Трек |
1 курс |
2 курс |
3-4 курс |
Основы ГИС-технологий |
Цифровая картография и ГИС |
Основы дистанционного зондирования Земли |
Интеграция, визуализация и анализ пространственных данных |
Основы общественной географии |
Основы общественной географии и страноведения |
||
Основы физической географии |
Земные сферы (гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера, педосфера) |
Земные сферы (криосфера, океаносфера) |
|
Глобальные изменения |
Изменения природной среды в прошлом и палеогеография |
Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития |
|
Математический трек |
Введение в высшую математику |
Теория вероятностей и математическая статистика |
|
ИТ-трек |
Цифровая грамотность |
Основы программирования в Python |
|
Экономический трек |
Микроэкономика |
Макроэкономика |
Пространственная организация мировой экономики |
Основы социальных наук |
Социологические идеи в геогр. исследованиях Управление развитием территорий Право |
Основы гос. и муниципального управления |
|
Английский язык |
Английский язык (факультатив) |
Английский язык (факультатив) |
Академическое письмо на английском языке |
Первый курс по данному направлению посвящен основам геоинформационных технологий, второй курс – тематическим пространственным данным, их источникам и представлению. Третий курс сконцентрирован на проектно-изыскательских работах и решениях в области пространственных данных, основных инструментах пространственного моделирования. На четвертом курсе студенты учатся создавать готовые коробочные решения и продукты для государственных и корпоративных заказчиков.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по ГИС-технологиям, дистанционному зондированию земли, управлению пространственными данными (полный цикл от технологий получения первичной информации до управления базами данных и созданию инструментов и решений на их основе).
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки сбора пространственных данных для географических исследований (как в общественной географии, так и в физической географии) и по созданию пользовательских инструментов на их основе.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Первый курс по данному направлению посвящен основам общественной географии и смежных социальных наук, второй курс – базовым дисциплинам по географии населения и качественным и полевым методам исследований. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам общественной географии и позволит овладеть методами общественно-географических исследований. На четвертом курсе студенты учатся применять и создавать инструменты для решения прикладных задач в государственном и корпоративном управлении.
Обязательным ядром специализации являются фундаментальные дисциплины по истории, теории и методам общественной географии в целом и по ее основным ветвям (социальной, экономической, политической и культурной), а также по данным и методам общественно-географических исследований.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, дающих навыки прикладных исследований пространственной организации отраслевых рынков, пространственного планирования, разработки и анализа региональных стратегий и инструментов региональной политики.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.
Первый курс по данному направлению посвящен основам физической географии – земным сферам (атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере и биосфере), на втором курсе к ним добавляется океаносфера и криосфера, а также методы исследования прошлого Земли (палеогеография) и методы инженерных изысканий. Третий курс призван дать студентам фундаментальные знания по ключевым разделам физической географии, теории и моделированию климата Земли и экосистем, а также позволит овладеть современными методами исследований природных систем. На четвертом курсе студенты освоят современные системы мониторинга окружающей среды и базы данных, методы прогнозирования природной среды и методы решения прикладных задач.
Обязательным ядром специализации являются дисциплины по основным методам получения данных о природных системах (геофизическим, геохимическим, биологическим, математическим) и моделирования природных процессов на основе обработки этих данных.
В качестве предметов по выбору данное направление предлагает своим студентам (и студентам других направлений) целый ряд дисциплин, позволяющих овладеть навыками проведения и организации проектно-изыскательских работ, методами управления природными ресурсами и оценки природных рисков, а также раскрывающих современное состояние окружающей среды в России и ее регионах, включая Арктику.
Ниже представлена схема учебного плана по направлению.