109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Макаров И. А., Чернокульский А. В., Анискина Т. А. и др.
М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Shvidenko A., Ciais P., Patra P. K. et al.
Global Biogeochemical Cycles. 2025. Vol. 39. No. 10. P. 1-38.
Цыдыпова М. В., Сандлерский Р. Б.
В кн.: Учение о геосистемах: история и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения академика Виктора Борисовича Сочавы (Иркуск, 16–18 июня 2025 г.). Иркутск: Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 2025. С. 144-146.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Куричев Николай Константинович
«Мы знаем, что климатическим рискам подвержены десятки миллионов жителей России, а ущерб от них составляет 1-2% ВВП ежегодно. Мы каждый год обсуждаем конкретные бедствия, связанные с природными рисками: наводнения, лесные пожары, засухи и так далее. Но мы не имеем инструмента, который давал бы нам полную картину текущих и ожидаемых климатических рисков – как будет меняться частота неблагоприятных событий, какие активы им подвержены, как распределены риски по территории.
России нужна система оценки климатических рисков, которая увязывает прогноз собственно опасных природных событий и детальные данные по объектам риска: здоровье населения, инфраструктура, сельские и лесные земли и т.д. Такая система должна стать инструментом для стратегического управления страны в условиях меняющегося климата и природной среды. Она позволит получать достоверные детальные оценки эффектов от изменения климата на локальном уровне, а также окупаемости адаптационных мероприятий. Также появятся возможности оценки природно-климатических рисков для страховых и перестраховочных компаний», — считает декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев.
По его словам, проработанные оценки возможных убытков от реализации природно-климатических рисков и эффектов от мер по их предотвращению помогут привлечению частного и государственного финансирования в проекты по адаптации. При этом нужно учитывать неравномерность размещения населения и экономической активности для оценки территориальных приоритетов адаптации – как на уровне регионов, так и на уровне муниципалитетов и отдельных поселений, отметил декан.
По словам заведующего лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игоря Макарова, разнообразие климатических условий и разный уровень социально-экономического развития приводит к тому, что воздействие климатических изменений на экономику и население страны отличается от региона к региону. При этом единого рецепта адаптации в таких условиях не существует, кроме того, необходимость проведения адаптационных мероприятий часто выходит за пределы бизнеса и требует вовлечения государства, полагает экономист.
Инструментом здесь может служить разработанный учеными НИУ ВШЭ и РАН рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата. Он учитывает перечень климатических рисков (водный стресс, волны тепла, лесные пожары, таяние вечной мерзлоты, экстремальные осадки), территориальное распределение подверженных активов внутри регионов. Также рейтинг учитывает факторы, определяющие уровень риска в том или ином регионе, выделяет регионы с синергией разных рисков. В частности, из пяти рассмотренных рисков для Дальнего Востока характерны три: таяние вечной мерзлоты (три региона – Якутия, Амурская область, Бурятия), экстремальные осадки (Приморский край, Амурская область, Хабаровский край), лесные пожары (Якутия, Хабаровский край). При этом три региона входят в верхний квартиль сразу по трем видам риска: Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края.
«Рейтинг – это гибкий инструмент. В дальнейшем его необходимо углублять до уровня муниципалитетов. Надеюсь, получится двигаться в этом направлении по крайней мере для отдельных крупных регионов. На основе рейтинга можно определять «горячие точки», а в них прорабатывать инструменты совместного инвестирования в адаптацию со стороны бизнеса, региональных и федеральных властей. Сейчас такие инструменты фактически отсутствуют», — заключил Игорь Макаров.