• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212

Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243

E-mail: geo@hse.ru

Руководство
Образовательные программы
Бакалаврская программа

География глобальных изменений и геоинформационные технологии

4 года
Очная форма обучения
40/20/1

40 бюджетных мест

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Пространственные данные и прикладная геоаналитика

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление низкоуглеродным развитием

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Книга
Semiotic Approaches to Urban Space

Лавренова О. А.

Edward Elgar Publishing, 2024.

Глава в книге
Символические объекты в столичной гетеротопии Баку

Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.

В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.

Препринт
Селевая опасность в долине р. Гижгит (Северный Кавказ) и риски для хвостохранилища ТГОК

Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.

PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024

Географы блокадного Ленинграда

В годы Великой Отечественной войны, в условиях блокады Ленинграда, нельзя забывать о работе географов, картографов и топографов, оставшихся в осаждённом городе. Несмотря на холод, голод и артиллерийские обстрелы, сотрудники Русского географического общества (РГО) продолжали работать. Их знания и труд помогали выживать и сражаться в те тяжелые дни.

Их труд был не просто научным — он стал стратегически значимым. Здание РГО в Демидовом переулке частично было отдано под эвакуационный госпиталь, однако оставшаяся часть продолжала служить нуждам фронта и города. Географы читали лекции для военнослужащих, создавали справочные материалы, вели метеонаблюдения.

В условиях жестокой блокады, под постоянными артобстрелами (в рабочие помещения неоднократно попадали тяжёлые снаряды), при отсутствии отопления и продовольствия, ленинградцы продолжали составлять, чертить и печатать карты, не прерывая работу ни на один день. В результате этого самоотверженного труда только за 1942 год было отпечатано 268 миллионов экземпляров карт различных масштабов.

Последствия артиллерийского обстрела Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге
Последствия артиллерийского обстрела Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге
© Научный архив РГО

Помимо заранее подготовленных топографических материалов, войскам требовались и оперативные карты, создаваемые непосредственно в полевых условиях. Уже в 1941 году для этого были разработаны специальные картографические машины АКА-41 (автомобильная картографическая автомашина образца 1941 года), размещённые на полуторатонных автомобильных шасси и оснащённые базовым чертёжным и печатным оборудованием. В 1942 году были введены в эксплуатацию более мощные подвижные комплексы ПК-4 (подвижная картографическая мастерская образца 1944 года), а также специальный поезд-литография, что позволяло создавать карты в непосредственной близости от линии фронта.

Эти мобильные средства обеспечивали войска всеми необходимыми документами — от разведывательных и артиллерийских карт до специальных схем проходимости местности. В основу таких карт часто ложились бланковые оттиски стандартных топографических карт, на которые наносились актуальные данные, полученные с использованием аэрофотосъёмки и разведки. Для дешифровки снимков создавались фотограмметрические центры и группы. Всего за годы войны было отдешифрировано более полумиллиона аэрофотоснимков, и на их основе составлены десятки тысяч специализированных карт. Общий тираж этих изданий превысил 35 миллионов экземпляров.

Дорога жизни
Дорога жизни
© wikipedia.org

Отдельного упоминания заслуживает участие географов в организации «Дороги жизни» — ледовой трассы через Ладожское озеро, по которой в блокадный Ленинград доставлялись продукты, медикаменты и топливо. Специалисты определяли безопасные маршруты, анализируя толщину льда, погодные и гидрологические условия, разрабатывали схемы движения и предупреждали возможные риски. Позднее географы также участвовали в прокладке подводного энергетического кабеля по дну Ладоги, что позволило частично восстановить электроснабжение осаждённого города.

С первых месяцев блокады перед картографами стояла задача: обеспечить прокладку надёжного маршрута по льду Ладожского озера. «Дорога жизни» должна была выдерживать непрерывный поток грузовиков, доставлявших в город жизненно необходимые грузы и эвакуировавших мирное население. Для этого требовались точные схемы, систематическое отслеживание ледовой обстановки, погодных условий и рельефа. Каждый участок пути, каждое возможное ответвление и объезд наносились на карты, которыми пользовались как военные, так и гражданские водители.

 

Автор: Матвей Калмыков

Источники: https://rgo.ru/activity/redaction/news/geografiya-kak-oruzhie-deyatelnost-rgo-v-blokadnom-leningrade/

Вопросы географии. Сб. 128 : Советские географы - фронту и тылу (1941 - 1945 гг.) - М., 1985