Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Mergelov N., Zazovskaya E., Onishchenko (Fazuldinova) N. et al.
Catena. 2025. Vol. 255.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Их труд был не просто научным — он стал стратегически значимым. Здание РГО в Демидовом переулке частично было отдано под эвакуационный госпиталь, однако оставшаяся часть продолжала служить нуждам фронта и города. Географы читали лекции для военнослужащих, создавали справочные материалы, вели метеонаблюдения.
В условиях жестокой блокады, под постоянными артобстрелами (в рабочие помещения неоднократно попадали тяжёлые снаряды), при отсутствии отопления и продовольствия, ленинградцы продолжали составлять, чертить и печатать карты, не прерывая работу ни на один день. В результате этого самоотверженного труда только за 1942 год было отпечатано 268 миллионов экземпляров карт различных масштабов.
Помимо заранее подготовленных топографических материалов, войскам требовались и оперативные карты, создаваемые непосредственно в полевых условиях. Уже в 1941 году для этого были разработаны специальные картографические машины АКА-41 (автомобильная картографическая автомашина образца 1941 года), размещённые на полуторатонных автомобильных шасси и оснащённые базовым чертёжным и печатным оборудованием. В 1942 году были введены в эксплуатацию более мощные подвижные комплексы ПК-4 (подвижная картографическая мастерская образца 1944 года), а также специальный поезд-литография, что позволяло создавать карты в непосредственной близости от линии фронта.
Эти мобильные средства обеспечивали войска всеми необходимыми документами — от разведывательных и артиллерийских карт до специальных схем проходимости местности. В основу таких карт часто ложились бланковые оттиски стандартных топографических карт, на которые наносились актуальные данные, полученные с использованием аэрофотосъёмки и разведки. Для дешифровки снимков создавались фотограмметрические центры и группы. Всего за годы войны было отдешифрировано более полумиллиона аэрофотоснимков, и на их основе составлены десятки тысяч специализированных карт. Общий тираж этих изданий превысил 35 миллионов экземпляров.
Отдельного упоминания заслуживает участие географов в организации «Дороги жизни» — ледовой трассы через Ладожское озеро, по которой в блокадный Ленинград доставлялись продукты, медикаменты и топливо. Специалисты определяли безопасные маршруты, анализируя толщину льда, погодные и гидрологические условия, разрабатывали схемы движения и предупреждали возможные риски. Позднее географы также участвовали в прокладке подводного энергетического кабеля по дну Ладоги, что позволило частично восстановить электроснабжение осаждённого города.
С первых месяцев блокады перед картографами стояла задача: обеспечить прокладку надёжного маршрута по льду Ладожского озера. «Дорога жизни» должна была выдерживать непрерывный поток грузовиков, доставлявших в город жизненно необходимые грузы и эвакуировавших мирное население. Для этого требовались точные схемы, систематическое отслеживание ледовой обстановки, погодных условий и рельефа. Каждый участок пути, каждое возможное ответвление и объезд наносились на карты, которыми пользовались как военные, так и гражданские водители.
Автор: Матвей Калмыков
Вопросы географии. Сб. 128 : Советские географы - фронту и тылу (1941 - 1945 гг.) - М., 1985