Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва, Покровский бульвар 11, ауд. L212
Телефон: +7 (495) 772-95-90*28243
E-mail: geo@hse.ru
Географическая наука находится в центре изучения проблем глобальных изменений природной среды и пространственных сдвигов в обществе и экономике, которые влияют на жизнь каждого человека во всех уголках планеты.
Наша цель – формирование центра образовательных и научно-проектных компетенций в области глобальных изменений окружающей среды и климата, геоинформационных технологий и управления пространственными данными, общественной географии и пространственного моделирования.
Основной партнер факультета – Институт географии Российской академии наук.
Каталог пространственных данных и платформа для презентации исследований и проектов в области географии и геоаналитики, созданных в Университете.
40 бюджетных мест
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
Medvedev A., Alekseenko N., Kuramagomedov B. et al.
United Nations Environment Programme, 2025.
Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2025. No. 666.
Иванов Л. А., Арцыбашева К. В., Исаков М. А. и др.
В кн.: Исследования молодых географов: сборник статей участников зимних студенческих экспедиций. ИП Ерхова И.М., 2025. С. 195-212.
Деркачева А. А., Гуринов А. Л., Юдина В. А.
PREPRINTS.RU. PREPRINTS.RU. Национальный Электронно-Информационный Консорциум, 2024
Их труд был не просто научным — он стал стратегически значимым. Здание РГО в Демидовом переулке частично было отдано под эвакуационный госпиталь, однако оставшаяся часть продолжала служить нуждам фронта и города. Географы читали лекции для военнослужащих, создавали справочные материалы, вели метеонаблюдения.
В условиях жестокой блокады, под постоянными артобстрелами (в рабочие помещения неоднократно попадали тяжёлые снаряды), при отсутствии отопления и продовольствия, ленинградцы продолжали составлять, чертить и печатать карты, не прерывая работу ни на один день. В результате этого самоотверженного труда только за 1942 год было отпечатано 268 миллионов экземпляров карт различных масштабов.
Помимо заранее подготовленных топографических материалов, войскам требовались и оперативные карты, создаваемые непосредственно в полевых условиях. Уже в 1941 году для этого были разработаны специальные картографические машины АКА-41 (автомобильная картографическая автомашина образца 1941 года), размещённые на полуторатонных автомобильных шасси и оснащённые базовым чертёжным и печатным оборудованием. В 1942 году были введены в эксплуатацию более мощные подвижные комплексы ПК-4 (подвижная картографическая мастерская образца 1944 года), а также специальный поезд-литография, что позволяло создавать карты в непосредственной близости от линии фронта.
Эти мобильные средства обеспечивали войска всеми необходимыми документами — от разведывательных и артиллерийских карт до специальных схем проходимости местности. В основу таких карт часто ложились бланковые оттиски стандартных топографических карт, на которые наносились актуальные данные, полученные с использованием аэрофотосъёмки и разведки. Для дешифровки снимков создавались фотограмметрические центры и группы. Всего за годы войны было отдешифрировано более полумиллиона аэрофотоснимков, и на их основе составлены десятки тысяч специализированных карт. Общий тираж этих изданий превысил 35 миллионов экземпляров.
Отдельного упоминания заслуживает участие географов в организации «Дороги жизни» — ледовой трассы через Ладожское озеро, по которой в блокадный Ленинград доставлялись продукты, медикаменты и топливо. Специалисты определяли безопасные маршруты, анализируя толщину льда, погодные и гидрологические условия, разрабатывали схемы движения и предупреждали возможные риски. Позднее географы также участвовали в прокладке подводного энергетического кабеля по дну Ладоги, что позволило частично восстановить электроснабжение осаждённого города.
С первых месяцев блокады перед картографами стояла задача: обеспечить прокладку надёжного маршрута по льду Ладожского озера. «Дорога жизни» должна была выдерживать непрерывный поток грузовиков, доставлявших в город жизненно необходимые грузы и эвакуировавших мирное население. Для этого требовались точные схемы, систематическое отслеживание ледовой обстановки, погодных условий и рельефа. Каждый участок пути, каждое возможное ответвление и объезд наносились на карты, которыми пользовались как военные, так и гражданские водители.
Автор: Матвей Калмыков
Вопросы географии. Сб. 128 : Советские географы - фронту и тылу (1941 - 1945 гг.) - М., 1985