Международная лаборатория ландшафтной экологии провела школу для молодых исследователей, посвященную актуальным методам анализа ландшафтной структуры на основе данных дистанционного зондирования, цифровых моделей рельефа и полевых данных
Со 2 по 7 сентября в Центрально-Лесном заповеднике (Тверская область) состоялась организованная Международной лабораторией ландшафтной экологии школа для молодых исследователей «Актуальные методы анализа ландшафтной структуры на основе данных дистанционного зондирования, цифровых моделей рельефа и полевых данных». В школе приняли участие 24 слушателя из 10 регионов страны, в том числе, трое слушателей из Беларуси. Спикерами Школы выступили сотрудники Лаборатории, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН), Института географии РАН (ИГ РАН), Центрально-лесного заповедника.
В течение 5 дней студенты и аспиранты ведущих научных и образовательных учреждений знакомились с исследовательской инфраструктурой Заповедника, слушали лекции и осваивали новые для себя инструменты обработки пространственных данных. Программа Школы включала лекции по ключевым проблемам организации и функционирования ландшафта: иерархии, дискретности и континуальности ландшафтного покрова, инвариантным состояниям и термодинамике ландшафта. Также участники Школы познакомились с принципами измерения потоков вещества и энергии на эколого-климатических станциях eddy covariance (ЭКС), функционирующих в рамках программы измерений Южно-Валдайской экологической обсерватории Оковский лес ИПЭЭ РАН. Полевая часть Школы включала в себя лекции на ЭКС в двух типичных, хорошо исследованных экосистемах Заповедника: ельник сфагново-черничный и верховое болото Старосельский мох и посещение ЭКС на вырубке.
Основной составляющей Школы были мастер-классы, в рамках которых участники обучались применению разработанных в Лаборатории в партнерстве с ИГ и ИПЭЭ РАН инструментов анализа данных дистанционного зондирования для оценки ключевых свойств структуры ландшафта и параметров его функционирования:
- анализ иерархической организации территории – плагин для открытой программной платформы QGIS Desktop «Fourier Transform»;
- выделение инвариантых состояний ландшафтного покрова на основе серий мультиспектральной дистанционной информации – плагин для QGIS «Principal Component Analysis (PCA)»;
- интерполяция дискретных состояний (классов) свойств ландшафта и его компонентов – плагин для QGIS «Discriminant Analysis (DA)»;
- расчёт термодинамических параметров преобразования солнечной энергии по мультиспектральной съемке семейства Landsat в рамках классической и неэкстенсивной термодинамики Тсаллиса – плагин для QGIS.
Завершали Школу лекции и мастер-классы по оценке ландшафтно-экологических метрик (в программном обеспечении FRAGSTAT) и методам моделирования отношений видов со средой.
В результате Школы молодые исследователи существенно расширили свои представления о возможностях использования данных дистанционного зондирования и цифровых моделей рельефа при анализе функционирования и организации ландшафтного покрова.