Семинары НУГ
2024
01.10. Семинар «Хроногеография как теоретическая рамка и ее применение в исследованиях мобильности горожан»
Автор первого доклада – Александра Старикова, к.г.н., научный сотрудник отдела социально-экономической географии Института географии РАН. В своем выступлении она рассказала об истории появления хроногеографической концепции, первых работах Торстена Хегерстранда как основателя теории, о методическом и визуальном языке хроногеографии, например, таких понятиях как хронотопы и хронополисы, а также о современных приложениях концепции в исследованиях миграции, транспортном и городском планировании. В 2010-х гг. началась новая волна популярности хроногеографии, связанная с возможностью использования больших данных, а предметное поле концепции расширилось до исследования деятельности людей в виртуальном пространстве. Используя дневниковый метод, Александра, вместе с коллегой с кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Еленой Демидовой, анализировали активность студентов в гибридной реально-виртуальной среде, чтобы посмотреть, как меняется значение виртуальной деятельности в качестве основной и фоновой в дневных ритмах активности современных молодых людей.
Второй докладчик, Ассоль Рябинина, студентка 4 курса факультета географии и геоинформационных технологий, представила доклад по материалам курсового проекта. В своей работе Ассоль исследовала пространственные различия в суточных ритмах жителей Москвы и Московской области. Для этого она провела опрос среди 350 респондентов и в зависимости от ответов разделила их на группы по схожести ритмов активности. Вопреки ожиданиям, наиболее сильные различия между группами были связаны со временем выхода из дома и со временем возвращения в выходные дни, а не в будни. Несмотря на то, что группы выделялись только по переменным времени, они также отражали и пространственные различия – в ритмах активности жителей разных районов.
Презентация Александры Стариковой
Презентация Ассоль Рябининой
17.05. Семинар о жилищном строительстве в Московской агломерации
С докладом по теме «Жилищное строительство в Московской агломерации: на пути к экспансии или компактности?» выступила студентка 4 курса факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Полина Юлиановна Игнатенко. По разным оценкам, численность населения Московской агломерации достигает 17,8 млн. чел., что делает ее крупнейшей городской агломерацией в Европе. Рост численности населения агломерации сопровождался масштабным жилищным строительством, в котором превалировали экстенсивные формы – вертикализация и расширение окраин. В своей работе Полина Юлиановна исследовала, произошли ли заметные сдвиги в локализации и формах жилищного строительства внутри агломерации в последнее десятилетие в связи с реализацией крупных проектов транспортного развития, таких как ввод в действие Московского центрального кольца (МЦК), Московских центральных диаметров (МЦД) и Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, а также реализацией программы реновации жилья.
Свой доклад Полина Юлиановна начала с обращения к теоретическим моноцентрическим моделям развития городских систем, которые связывают землепользование и развитие транспортной инфраструктуры города, и с критики эмпирической базы исследования на основе открытых данных Росстата о строительстве жилья в муниципальных образованиях Москвы и Московской области и информации о проектах жилищного строительства из Единой информационной системы жилищного строительства ДОМ.РФ. В рамках исследования территория агломерации была разделена по поясам и каждый жилищный проект атрибутирован по положению в поясе и вписанности в существующее пятно застройки на локальном уровне.
Один из главных выводов исследования: отмечающиеся сдвиги в пространственном развитии агломерации от экстенсивного роста с концентрацией строительства на периферии к интенсивному росту через уплотнение застройки в ядре агломерации, связанные с растущей транспортной проницаемостью внутри города и реализацией программы реновации. Динамика развития транспортной сети железнодорожного транспорта указывает на все большую степень ее децентрализации и растущую ролю станций в срединном поясе, что начинает приводить к развитию локальных внутригородских центров и к концентрации нового строительства вблизи станций.
В ходе последующей дискуссии участники семинара обсуждали сложности разделения экстенсивных и интенсивных форм городского роста в локальном городском контексте, влияние этажности на востребованность инфраструктуры общественного транспорта и методики оценки централизованности транспортных сетей.
19.03. Семинар о сеточных данных по численности/плотности населения
Один из объединяющих элементов работ участников – использование пространственных данных по численности и плотности населения. Существует около десятка глобальных продуктов, описывающих плотность населения по растровым ячейкам разного размера. Однако их использование в исследованиях по России осложнено тем, что эти данные создавались для мира в целом без валидации и верификации результатов отдельно для страны, ее макрорегионов и типов территорий.
На встрече участники обсудили принципы создания пространственно-зависимых данных о населении, возможности валидации и коррекции с использованием альтернативных данных о населении. Открывающая презентация руководителя проекта, Александра Шелудкова, содержала теоретический обзор методик создания сеточных данных плотности населения, в частности, GHS-POP и WorldPop. Докладчики представили краткие презентации с описанием собственного опыта использования датасетов, обсудили перечень дополнительных источников данных, которые можно было бы использовать для валидации, способы выделения морфотипов застройки для валидации данных в городах и сельской местности и возможные способы их коррекции.
Итогом проекта может стать обновленный датасет по плотности населения высокого пространственного разрешения, созданный на основе данных переписи населения 2020 г. и скорректированных данных глобальных продуктов о населении.
Сводная презентация Ассоль Рябининой, Полины Игнатенко, Евдокима Цыганкова, Петра Гонюхова
08.02. Семинар «Навыки академического письма»
Первый спикер, Ксения Васильевна Аверкиева, к.г.н., доцент ФГГТ НИУ ВШЭ, представила доклад на тему «Структура научного текста». Ксения Васильевна подробно остановилась на этапах подготовки академических текстов, от научных статей до курсовых проектов, и поделилась пулом советов, которые облегчают их написание, например, указала на важность динамичности текста и его способности удерживать внимание читателя.
Второй докладчик – Ольга Борисовна Глезер, к.г.н., ведущий научный сотрудник Института географии РАН и ответственный секретарь редакции журнала «Известия РАН. Серия географическая». В своем докладе «Как написать хорошую курсовую работу и ВКР» Ольга Борисовна сделала акцент на этических вопросах, на качествах автора, недопустимости плагиата, правильном цитировании и необходимости выделения в работе собственного научного вклада. Она также говорила о важности взаимодействия с научным руководителем и о том, как реагировать на замечания рецензентов и комиссии.
В завершении семинара руководитель НУГ Александр Владимирович Шелудков дал несколько советов о том, как подойти к процессу написания текста: хороший академический текст невозможно написать за один вечер – он должен пройти несколько итераций свободного изложения идей с последующей редакцией и выделением главного.
Презентация К.В. Аверкиевой
Презентация О.Б. Глезер
Презентация А.В. Шелудкова
26.01. Семинар, посвященный внутригородской транспортной доступности и ее экономическим эффектам
Первый спикер – Эдуард Владимирович Сомов, к.г.н., доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ. Он также является сооснователем компании «SmartLok», которая занимается анализом и оптимизацией территориального развития бизнеса. Эдуард Владимирович представил доклад на тему «Транспортная доступность в геомаркетинговых проектах. Особенности анализа и моделирования». В своем выступлении он рассказал о методах и ресурсах, позволяющих проводить качественный анализ транспортной доступности, привел примеры реальных кейсов из своей практики и поделился полезными инструментами для проведения такого анализа.
Второй докладчик – студент 4 курса факультета географии и геоинформационных технологий Петр Олегович Гонюхов. Петр представил доклад по материалам своего курсового проекта, в котором он анализировал эффекты транспортной доступности для цен на жилую недвижимость (на примере Саратова). Он рассказал, как функционирует транспортная система Саратова, где формируются основные транспортные хабы, как различаются городские районы по степени доступности на автомобиле и общественном транспорте и как эти различия статистически объясняют различия в ценах на жилую недвижимость. Кроме того, Петр рассказал о методах и данных, которые он использовал в исследовании на этапе эксплораторного анализа и статистической проверки гипотез.
Презентация Эдуарда Сомова
Презентация Петра Гонюхова
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.