• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

17 мая на факультете географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ состоялся семинар научно-учебной группы «Пространственный анализ и моделирование городских процессов»

17 мая на факультете географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ состоялся семинар научно-учебной группы «Пространственный анализ и моделирование городских процессов»

Михаил Коблик

С докладом по теме «Жилищное строительство в Московской агломерации: на пути к экспансии или компактности?» выступила студентка 4 курса факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Полина Юлиановна Игнатенко. По разным оценкам, численность населения Московской агломерации достигает 17,8 млн. чел., что делает ее крупнейшей городской агломерацией в Европе. Рост численности населения агломерации сопровождался масштабным жилищным строительством, в котором превалировали экстенсивные формы – вертикализация и расширение окраин. В своей работе Полина Юлиановна исследовала, произошли ли заметные сдвиги в локализации и формах жилищного строительства внутри агломерации в последнее десятилетие в связи с реализацией крупных проектов транспортного развития, таких как ввод в действие Московского центрального кольца (МЦК), Московских центральных диаметров (МЦД) и Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, а также реализацией программы реновации жилья.

Свой доклад Полина Юлиановна начала с обращения к теоретическим моноцентрическим моделям развития городских систем, которые связывают землепользование и развитие транспортной инфраструктуры города, и с критики эмпирической базы исследования на основе открытых данных Росстата о строительстве жилья в муниципальных образованиях Москвы и Московской области и информации о проектах жилищного строительства из Единой информационной системы жилищного строительства ДОМ.РФ. В рамках исследования территория агломерации была разделена по поясам и каждый жилищный проект атрибутирован по положению в поясе и вписанности в существующее пятно застройки на локальном уровне.

Один из главных выводов исследования: отмечающиеся сдвиги в пространственном развитии агломерации от экстенсивного роста с концентрацией строительства на периферии к интенсивному росту через уплотнение застройки в ядре агломерации, связанные с растущей транспортной проницаемостью внутри города и реализацией программы реновации. Динамика развития транспортной сети железнодорожного транспорта указывает на все большую степень ее децентрализации и растущую ролю станций в срединном поясе, что начинает приводить к развитию локальных внутригородских центров и к концентрации нового строительства вблизи станций.

В ходе последующей дискуссии участники семинара обсуждали сложности разделения экстенсивных и интенсивных форм городского роста в локальном городском контексте, влияние этажности на востребованность инфраструктуры общественного транспорта и методики оценки централизованности транспортных сетей.

Презентация