О стратегии низкоуглеродного развития России и роли природных экосистем в журнале Sustainability
В журнале Sustainability опубликована статья «The Low-Carbon Development Strategy of Russia Until 2050 and the Role of Forests in Its Implementation».
В соавторах Андрей Птичников, к.г.н., руководитель группы природно-климатических проектов, главный эксперт Центра цифровых технологий для природно-климатических проектов НИУ ВШЭ.
В соавторах Андрей Птичников, к.г.н., руководитель группы природно-климатических проектов, главный эксперт Центра цифровых технологий для природно-климатических проектов НИУ ВШЭ.
(c)Freepik
Основные тезисы статьи читайте в канале ESG world: «Четыре причины реально сокращать углеродный след России»:
- Природа не бесконечна. Да, Россия — страна №1 в мире по площади лесов, но и их способность к депонированию углерода ограничена естественными пределами. В лучшем случае поглощение экосистемами вырастет на 693 млн тонн CO₂-экв., но даже так без малого 300 млн тонн нужно будет сокращать технологически.
- Поглощение лесами может упасть. К 2050 году углеродный баланс лесов России может рухнуть в 2,5–5 раз из-за роста лесозаготовок и сокращения молодых лесов — основных поглотителей CO₂. Даже при сохранении текущих объёмов вырубки площадь молодых лесов будут снижаться, к тому же депонирование углерода экосистемами — вещь нестабильная, как видно по Сахалинскому эксперименту.
- Природные пожары нарастают. Площадь пожаров в российских лесах стремительно растёт (с 4 млн га в 2000 году до 13 млн га в 2023-м), а с прогнозируемым потеплением пик огня может прийтись на ближайшие десятилетия. Это обусловит резкий рост выбросов и уменьшение общей способности лесов поглощать углерод. В 2025 году площадь лесных пожаров в России опять увеличилась.
- ESG-стандарты требуют реального сокращения. Международные стандарты вроде SBTI Net Zero и ISO 14068 ограничивают использование компенсаций и требуют реальной декарбонизации в источнике выбросов. Хотя эти стандарты распространяются на корпоративный и финансовый сектора, не на государство в целом (а Парижское соглашение не запрещает делать упор на экосистемах), но это дополнительный фактор давления.
Дата
4 сентября
Рубрики
Темы
В статье упомянуты
Персоны